3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ ШАЙТАНА

Ник­то не зас­тра­хован от гре­ха – та­кова при­рода че­лове­ка. И ник­то, как ска­зано в ха­дисе, не попадет в Рай бла­года­ря сво­им де­яни­ям, а по­падет толь­ко бла­года­ря ми­лос­ти Ал­ла­ха. Но это не зна­чит, что мы не дол­жны ис­кать при­чин для веч­но­го бла­женс­тва. И тем бо­лее не зна­чит, что мы не дол­жны знать о тех ло­вуш­ках ума, бла­года­ря ко­торым шай­та­ну уда­ет­ся сбить нас с вер­но­го пути. Мы мо­жем по­рой не­до­оце­нивать си­лу вли­яния сво­их мыс­лей на на­ши пос­тупки. Они иног­да про­носят­ся в уме по­доб­но мол­нии, раз­ре­зая нить ло­гики и бла­гора­зумия, и сея тем са­мым сомнения. И нам сто­ит знать эти ло­вуш­ки «в ли­цо» — по­имен­но, или, вер­нее, «пос­ло­вес­но», что­бы мы мог­ли их от­сле­живать и сох­ра­нять вер­ность выб­ранно­му кур­су.

Ник­то не зас­тра­хован от гре­ха – та­кова при­рода че­лове­ка. И ник­то, как ска­зано в ха­дисе, не попадет в Рай бла­года­ря сво­им де­яни­ям, а по­падет толь­ко бла­года­ря ми­лос­ти Ал­ла­ха. Но это не зна­чит, что мы не дол­жны ис­кать при­чин для веч­но­го бла­женс­тва. И тем бо­лее не зна­чит, что мы не дол­жны знать о тех ло­вуш­ках ума, бла­года­ря ко­торым шай­та­ну уда­ет­ся сбить нас с вер­но­го пути. Мы мо­жем по­рой не­до­оце­нивать си­лу вли­яния сво­их мыс­лей на на­ши пос­тупки. Они иног­да про­носят­ся в уме по­доб­но мол­нии, раз­ре­зая нить ло­гики и бла­гора­зумия, и сея тем са­мым сомнения. И нам сто­ит знать эти ло­вуш­ки «в ли­цо» — по­имен­но, или, вер­нее, «пос­ло­вес­но», что­бы мы мог­ли их от­сле­живать и сох­ра­нять вер­ность выб­ранно­му кур­су.

1. «Все­го лишь»

Это ме­тод за­ниже­ния зна­чимос­ти прос­тупка, что­бы че­ловек не тер­зал се­бя уг­ры­зени­ями со­вес­ти. По­пыт­ка пред­ста­вить яв­ный грех с дру­гой, бо­лее «бе­зобид­ной» сто­роны. По­доб­ный ме­тод был ис­поль­зо­ван шай­та­ном в ра­боте с од­ним пра­вед­ни­ком, ко­торый пок­ло­нял­ся в у­еди­нении в те­чение 40 лет и чь­им пос­ледним пос­тупком был пок­лон шай­та­ну. Сна­чала шай­тан сдру­жил­ся с ним, пок­ло­ня­ясь и вы­дер­жи­вая пос­ты, за­тем вну­шил ему до­верие к се­бе, за­тем дал со­вет, пос­ле­довав ко­торо­му пра­вед­ник стал ле­чить лю­дей, а за­тем при­вел к не­му де­вуш­ку для ле­чения, и ког­да пра­вед­ник от­ка­зал­ся приб­ли­жать­ся к чу­жой жен­щи­не, он на­шеп­тал ему: «Ты все­го лишь ска­жешь сло­ва зак­ли­нания, и сра­зу вый­дешь». +

«Все­го лишь» – с этих слов на­чалось пер­вое пре­любо­де­яние в ис­то­рии то­го пра­вед­ни­ка, за­тем был об­ман, убий­ство де­вуш­ки и ре­бен­ка, а за­тем и пос­ледний пок­лон, сде­лан­ный пе­ред шай­та­ном. В од­ном из ха­дисов ска­зано: «По­ис­ти­не, ве­ру­ющий смот­рит на свои гре­хи так, буд­то он си­дит у под­но­жия го­ры и бо­ит­ся, что она об­ру­шит­ся на не­го, а не­чес­ти­вый счи­та­ет свои гре­хи чем-то вро­де му­хи, про­лета­ющей у его но­са». Так, нап­ри­мер, мо­гут оп­равды­вать­ся те, кто под­держи­ва­ет од­но­полые от­но­шения: «Это все­го лишь лю­бовь двух лю­дей». Или те, кто во­ру­ют чу­жое иму­щес­тво: «Мы все­го лишь хо­тим на­кор­мить свои семьи» и т.д.

2. «Чуть-чуть», «все­го один раз», «один гло­точек»

В дан­ном слу­чае шай­тан на­уща­ет, что «один раз» не при­чинит мно­го вре­да, а по­том мож­но бу­дет от­ка­зать­ся, по­ка­ять­ся и т.д. Но важ­но пом­нить – шай­тан-об­манщик, его ин­те­ресу­ет нас­то­ящий мо­мент и он го­тов ис­поль­зо­вать все средс­тва, что­бы по­будить че­лове­ка со­вер­шить грех имен­но сей­час. Ког­да нас­та­нет оче­редь «вто­рого ра­за», он не от­ста­нет, а най­дет но­вые средс­тва убеж­де­ния, на­уще­ния, дру­гие до­воды. Его не вол­ну­ет бу­дущее, и с че­го вы взя­ли, что поп­ро­бовав один раз, вам не за­хочет­ся пов­то­рить? А ес­ли вам пон­ра­вит­ся? Тог­да у вас два ва­ри­ан­та: ли­бо про­дол­жить, ли­бо му­чить­ся, пре­одо­левая свое же­лание. Так сто­ит ли этот «один раз» или «сов­сем чуть-чуть» столь­ких мук?
Осо­бен­но этот ме­тод по­пуля­рен в при­витии ал­ко­голиз­ма. «Один гло­ток не по­меша­ет», «па­ру сто­пок еще ни­кого не уби­ли» и т.п. Пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, ска­зал: «То, что опь­яня­ет в боль­шом ко­личес­тве, зап­ре­щено (ха­рам) в ма­лом» (Ах­мад, Абу Да­уд, Ат-Тир­ми­зи). Так что не пре­неб­ре­гай­те ма­лыми гре­хами – лю­бой из них мо­жет стать пос­ледним пос­тупком в жиз­ни.

3. «Так де­ла­ют все»

Че­ловек во мно­гом за­висим от об­щес­тва. И час­то пот­ребность быть частью со­об­щес­тва и по­лучать приз­на­ние груп­пы по­беж­да­ет го­лос од­но­го лишь здра­вого ра­зума. Так и по­луча­ет­ся, что че­ловек, сам то­го не ве­дая, мо­жет ид­ти за об­щес­твом, при­чиняя се­бе вред, «по­тому что так де­ла­ют все». Од­на­ко не слу­чай­но поч­ти каж­до­му да­рова­на воз­можность соз­на­тель­но мыс­лить и быть са­мос­то­ятель­ным.
Что­бы мы не по­лага­лись на вку­сы боль­шинс­тва, что­бы мы бы­ли кри­тич­ны к на­вязы­ва­емым сте­ре­оти­пам, мыс­ли­тель­ным и по­веден­ческим пат­тернам (шаб­ло­нам). Как ска­зано в Ко­ране: «Ни од­на ду­ша не по­несет чу­жого бре­мени, и ес­ли об­ре­менен­ная ду­ша взмо­лит­ся о том, что­бы ей по­мог­ли нес­ти ее но­шу, нич­то не бу­дет взя­то из нее, да­же ес­ли про­сящий ока­жет­ся близ­ким родс­твен­ни­ком». «Так де­ла­ют все» — это все­го лишь об­манка, ко­торая, по су­ти, не ме­ня­ет тя­жес­ти гре­ха и не сни­ма­ет ни с од­но­го из учас­тни­ков от­ветс­твен­ности.
По­нят­но, что че­ловек не мо­жет не со­вер­шать гре­хи. Но все же знать по­доб­ные «трю­ки ума» важ­но, что­бы тех дел, ко­торые бу­дут до­вода­ми за ва­ше бла­гопо­лучие, бы­ло боль­ше, чем тех, ко­торые пос­лу­жат пре­пятс­тви­ем ва­шему счастью.

Ася Гагиева


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: