4 вещи, которые ни в коем случае нельзя делать без омовения

Как известно, Ислам побуждает людей к соблюдению внутренней и внешней чистоты. Внутренняя чистота верующего очень важна, но без внешней чистоты многие его поклонения будут недействительны.

Нрав верующего не должен быть дурным, душа его должна быть чиста от скверных мыслей, а тело, одежда, жилище – от грязи и всякого рода нечистот. Для этого необходимо периодически наводить чистоту.

Есть два вида очищения: очищение от наджасы (нечистот) и ритуальное очищение. Ко второму виду относится омовение, о котором и пойдёт речь в нашей статье. Если у человека нет омовения, он не может вступить в намаз или в другой вид поклонения, для которого необходимо наличие омовения.

Омовение надо делать, даже если на органы омовения не прилипла грязь, потому её и называют ритуальной. А если к телу человека прилипла наджаса (нечистота, наличие которой на теле одежде и месте намаза нарушает намаз), достаточно только омыть это место.

От Абу Малика Аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الطُّهُورُ شَطْرُ الْإِيمَانِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ تَمْلَأُ الْمِيزَانَ، وَسُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ تَمْلَآَنِ — أَوْ تَمْلَأُ — مَا بَيْنَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ، وَالصَّلَاةُ نُورٌ، وَالصَّدَقَةُ بُرْهَانٌ وَالصَّبْرُ ضِيَاءٌ، وَالْقُرْآنُ حُجَّةٌ لَكَ أَوْ عَلَيْكَ، كُلُّ النَّاسِ يَغْدُو فَبَايِعٌ نَفْسَهُ فَمُعْتِقُهَا أَوْ مُوبِقُهَا

«Чистота — половина веры. «Аль-Хамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху) наполняет весы. А «Субхана Ллах» (Преславен Аллах) и «Аль-Хамду ли-Ллях» заполняют собой (пространство) между небесами и землёй. Намаз – свет, садака – доказательство, терпение – сияние, а Коран – довод за или против тебя». (Имам Ахмад, 22909; Муслим, 223)

Поэтому Ислам предписывает нам наводить не только ритуальную чистоту, но и быть всегда чистыми и опрятными: стричь ногти, чистить зубы, держать в чистоте дом, тело и одежду, удалять волосы на теле, в интимных местах, ухаживать за бородой и так далее – это всё относится к заповедям нашей религии.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

إِنَّ الله يُحِبُّ التوابين وَيُحِبُّ المتطهرين

(смысл): «Поистине, Аллах любит кающихся (для прощения грехов) и любит очищающихся». (сура Аль-Бакара: 222)

Если мусульманин соблюдает чистоту и личную гигиену, его полюбит Всевышний Аллах. Поэтому Ислам побуждает каждого человека соблюдать чистоту всегда и во всём, ибо за это обещана большая награда.

Во время намаза и других видов поклонения мусульманин обязан быть особенно чистым. Для этого ему необходимо совершить омовение, выполняя все его условия и составные части, как это описано в шариате.

Кроме этого, есть действия, которые запрещены без малого омовения:

1. любые виды намаза;

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк  сказал:

لاَ يَقْبَلُ اللَّهُ صَلاَةَ أَحَدِكُمْ إِذَا أَحْدَثَ حَتَّى يَتَوَضَّأَ

«Не примет Аллах намаз кого-либо из вас, если он осквернился (нарушилось омовение), пока он не совершит омовение». (Имам Ахмад, 8222; Бухари, 6954; Муслим 225; Абу Дауд, 60; Тирмизи 76)

Слова Пророка  «Не примет Аллах намаз…» подразумевают, что намаз, который человек совершает без омовения, не будет действительным, следовательно, и совершать намаз в таком случае запрещается.

2. прикосновение к Корану;

Обязательным условием даже для простого прикосновения к Корану является пребывание в состоянии омовения. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ

(смысл): «…к нему прикасаются только очистившиеся». (сура Аль-Ваки‘а: 79)

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَا يَمَسُّ الْقُرْآنَ إِلَّا طَاهِرٌ

«Не должен прикасаться к Корану никто, кроме очищенного (имеющего омовение)». (Табарани, «Аль-Му‘джам Аль-Кабир», 13217; Байхаки, «Шу‘аб Аль-Иман», 1935)

Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых.

3. совершение саджда тилява и саджда шукри;

Саджда тилява – это земной поклон, который совершается после чтения определённых аятов Священного Корана. Саджда тилява является желательным действием и совершается во время намаза и вне намаза. Даже если человек совершает саджда тилява вне намаза, для этого ему необходимо быть в омовении.

Совершение же саджда шукри является желательным, когда человек получает радостную весть, когда Всевышний Аллах даёт ему благодать или в других подобных случаях. Саджада шукри не входит в намаз, то есть его не делают в ходе совершения намаза.

Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» об этом пишет следующее:

«Без омовения намаз недействителен. Сюда относится (также недействителен) джаназа-намаз, и такое же решение действительно в отношении обоих суджудов – тилява и шукри».

4. совершение тавафа (обход вокруг Каабы).

От ‘Абдуллаха Ибн ’Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк  сказал:

الطَّوَافُ حَوْلَ البَيْتِ مِثْلُ الصَّلَاةِ، إِلَّا أَنَّكُمْ تَتَكَلَّمُونَ فِيهِ، فَمَنْ تَكَلَّمَ فِيهِ فَلَا يَتَكَلَّمَنَّ إِلَّا بِخَيْرٍ

 «Обход вокруг Ка’бы (таваф) подобен намазу, но только Всевышний Аллах разрешил вам разговаривать при его совершении. И тот, кто говорит в это время, пусть не говорит ничего, кроме благого». (Тирмизи, 960; Байхаки «Аль-Мустадрак ‘аля Ас-Сахихайн», 1686)

Помимо этого, желательно быть в состоянии омовения во время совершения любого обязательного или желательного поклонения, для которого необязательно наличие омовения. Более того, верующему желательно всё время быть в состоянии омовения и обновлять омовение, как только оно нарушилось.

Мухаммад Султанов


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: