5 горестей верующего

Хасан Басри (р.г.) сказал: «Удивительно! Как человек может смеяться тогда, когда огонь за его спиной. Уди­вительно! Как человек может радоваться тогда, когда смерть за его спиной».

Было сказано: Хасан Басри (р.г.) прошел мимо одного юноши. Этот юноша смеялся. Хасан (р.г.) сказал ему: «О сын мой, прошел ли ты через мост сират?» Юноша сказал: «Нет». Хасан сказал: «Узнал ли ты, куда войдешь: в рай или же в ад?» «Нет», — ответил юноша. Тогда Хасан сказал: «Так почему ты смеёшься?» После этого юноша никогда не смеялся. То есть слова Хасана Басри (р.г.) вошли в сердце юноши, и этот юноша покаялся за свой смех. В то время наставления ученых проникали в сердца людей, так как они совершали деяния со знаниями. Их знания помогали другим. Но поистине, ученые нашего времени не совершают деяний со знаниями. Их знания не дают никому пользу, кроме них самих.

Поистине, Ибн Габбас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если человек совершит грех, а потом будет смеяться, то он войдет в ад плачущим». Также было сказано: «Многие люди в этом мире смеются, но в Ахирате многие из них будут плакать. Многие люди в этом мире плачут, но многие из них будут смеяться в раю».

Яхъя бин Мугаз ар-Рази (р.г.) сказал: «Четыре вещи не оставят верующего смеющимся и радующимся. Первая — печаль Ахирата. Вторая — занятие делами, требуемыми жизнью. Третья — печаль за грехи. Четвертая — горести. То есть верующему, чтобы воздержаться от смеха, нужно быть занятым этими четырьмя вещами, так как смех не является деянием верующего. Поистине, Аллах Всевышний сказал: «Вы удивляетесь словам Аллаха? Но тогда почему вы смеетесь, а не плачете? Вы беспечны и слепы». Всевышний Аллах хвалил плач одной группы людей и сказал: «Они плача падают ниц».

Также было сказано: «У человека должно быть пять горестей. Первая — печаль за прошлые грехи; так как он не увидел прощения за совершенные грехи и поэтому печалится и занят покаянием. Вторая — поистине, он совершил благодеяния и не знает, приняты ли они Аллахом. Третья — поистине, он знает, как прошел его день, но не знает, как пройдет следующий. Четвертая — поистине, он знает, что у Аллаха есть два дома (рай и ад), но он не знает, в какой дом он войдет. Пятая — поистине, он не знает, доволен ли им Аллах или нет».

Если у человека будут эти печали, то, поистине, они сохранят его от смеха. Если же у человека не будет этих печалей, то, поистине, после смерти его встретят следующие горести. Первая — печаль за оставленное имущество. Это имущество он собрал дозволенным и запрещенным путем и оставил его наследникам врага. Вторая — печаль за несвоевременное выполнение благодеяний. Этот человек увидит в книге с записями своих деяний мало благих дел и спросит разрешения вернуться, чтобы совершить добрые дела, но ему не будет дано разрешение. Третья — печаль за то, что он не готовился получить довольство тех, кто обижен на него, а готовился только со своими деяниями. Четвертая — он встретит Аллаха разгневанным на него и в тот День у него не будет возможности получить довольство Аллаха.

Из книги «Танбихуль гафилин»


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: