99 имён Аллаха

От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал, означающее: «Поистине, у Аллаhа есть девяносто девять имён − сотня без одного, и тот, кто будет перечислять их, войдёт в рай» (Сахих Бухари 2736, Сахих Муслим 2677).

В других передачах этого хадиса есть перечисление этих имен: «Он – Аллаh, помимо Которого нет иного бога, Он – Милостивый /ар-Рахман/, Милосердный /ар-Рахим/, Царь /аль-Малик/, Пресвятой /аль-Куддус…» и так все 99 имен.
Это дополнение находим в «Сунан аль-Тирмизи» и «Сунан Ибн Маджа» с разными цепочками передачи. Однако, по единодушному мнению хадисоведов, это дополнение не является словами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Этот хадис говорит нам много важного о вере в имена Аллаhа:
Аллаh имеет множество имен

Аллаh говорит в Кyр`ане:
«Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море»» (Кyр`ан, 18:109).

Кроме того, Аллаh говорит:
«Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаhа. Воистину, Аллаh — Могущественный, Мудрый» (Кyр`ан, 31:27).

Различные варианты восхваления Аллаhа, все стороны Его славы, совершенства, величия, силы, могущества не поддаются человеческому пониманию. Наш ум не в состоянии постичь Его природу во всей ее безграничности. Поэтому не следует думать, что число имен Аллаhа ограничивается девяносто девятью, согласно данному хадису.

Действительно, в достоверном хадисе от Ибн Масуда передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал, взывая к Господу, означающее: «Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя…» (Муснад Ахмад 3712, Сахих ибн Хиббан 972, Мустадрак аль-Хаким 1/507).
Кроме того, в хадисе, который говорит о заступничестве Пророка в Судный день, Пророк (мир ему и благословение) сообщает, что когда он распрострется перед Аршем, Аллаh возвестит ему слова хвалы, которую дотоле не открывал никому другому (Сахих Бухари 7410, Сахих Муслим 193).
Господь имеет имена, которыми Он сам Себя назвал. Некоторые Он упомянул в Своих Книгах – вроде тех, что Он перечислил в Кур`ане, который содержит 81 имя Аллаhа. Некоторые Свои имена Аллаh являл лишь избранным Своим созданиям – пророкам и ангелам.
Но есть имена, знание которых Аллаh утаил от нас, это имена, которые ведомы только Ему. Это объясняется тем, что Аллаh непостижим для Его созданий. Есть бесконечное множество смыслов, которые Его создания просто не в состоянии понять. Его истина абсолютна, Его могущество беспредельно. Его красота, сила, совершенство не имеют границ. Следовательно, все смыслы Его имен подвластны лишь Его собственному пониманию.
Что касается 99-и имен, названных в хадисе, то это только часть Его имен, и за каждым зафиксировано особое значение, но самое главное это то, что «тот, кто будет перечислять их, войдёт в рай».
Мы знаем имена Аллаhа только благодаря явленным текстам

Имена Аллаhа невозможно придумать. Безусловно, человек может возвеличивать и восхвалять Господа разными способами. Это открывает колоссальные возможности для его творчества – достаточно взять речи ученых, мастеров пера, поэтов. Действительно, иногда даже неграмотные, необразованные люди или новички в исламе находят самые изысканные и возвышенные способы восхваления и прославления Господа, внушенные глубокой и неподдельной любовью к Нему.
Но совсем другое дело имена Аллаhа. Нам не разрешается превращать слова, которыми мы о Нем говорим, в Его имена, которыми Его можно было бы называть во время молитвы. В отношении Него можно употреблять лишь имена, которые Он сам сообщил нам в писании.
Это касается даже значений, которые можно подтвердить текстом Кyр`ана. Например, Кyр`ан сообщает, что Аллаh «говорит», «провозглашает». Однако это не значит, что Его можно называть «Оратор» или «Провозглашающий».
Известные нам имена Аллаhа ограничиваются теми, которые приведены в Кyр`ане или сунне в форме имен, таких как: «Создатель /аль-Бари’/, Придающий форму /аль-Мусаввир/, Прощающий /аль-Гаффар/, Всеподчиняющий /аль-Каххар/, Дарующий /аль-Ваххаб/, Дающий средства к существованию /ар-Раззак/, Открывающий /аль-Фаттах/, Знающий /аль-‘Алим/…»
Шейх Хасан аль-Банна в своем труде «Исламское вероучение» (Islamic Creed) осуждал тенденцию выдумывать имена Аллаhа, например, он отверг идею называть Аллаhа именем «Творец Вселенной».
Многозначность слова «перечислять»

В хадисе «Поистине, у Аллаhа есть девяносто девять имён − сотня без одного, и тот, кто будет перечислять их, войдёт в рай», слово «перечислять» выражает множество понятий:
Во-первых, оно значит просто знать и помнить эти имена. Многие ученые занимались поиском этих имен в Кyр`ане и сунне и их систематизацией. Среди этих ученых Аль-Заджадж, Ибн Мандах, Ибн Хазм, Аль-Газали, Ибн аль-Араби, Аль-Куртуби.

Несомненно, перечисление невозможно без познавания. Знать эти имена, называть ими Аллаhа, обращаться к Нему по этим именам – одна из добродетелей мусульманина. Для облегчения запоминания хорошо, если список этих имен будет находиться в доме где-нибудь на видном месте, чтобы в него можно было при необходимости заглянуть.
Во-вторых, «перечислять» имена Аллаhа – значит, иметь представление об их значении. Эти имена – не просто символы или абстрактные маркеры, обозначающие Аллаhа. Они ясны и доступны для понимания. Это простые арабские слова, их постижение не составляет труда. Поэтому, важно, чтобы мусульманин ориентировался в значениях имен Аллаhа, для этого необходимо прочесть хотя бы брошюру на эту тему.

Обращаясь к Аллаhу по Его именам, мы должны понимать смысл произносимых слов, а не просто проговаривать ряд непонятных звуков. Понимание имен Аллаhа – это само по себе огромное благо, оно возвышает сердце, ум и дух.
В-третьих, обращаясь к Аллаhу с мольбой, мы должны называть Его этими именами. Аллаh говорит:
«У Аллаhа — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (Кyр`ан, 7:180).

В-четвертых, следует снова и снова мысленно возвращаться к именам Аллаhа и их смыслам. Хуже всего, когда мы полностью погружаемся в материальный мир и безрассудно теряем память об Аллаhе. В этом смысле лучшее лекарство для сердца – это осознание Его величия.

Более того, необходимо стремиться на новые уровни веры и богобоязненности, чтобы достичь уровня, который Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) назвал поклонением Аллаhу «так, как будто видишь Его».

По материалам: http://islam.com.ua/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: