Адаб по отношению к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям)

Сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) соблюдали адаб по отношению к нему. Когда они слушали его наставления, то погружались в состояние столь трепетной любви, что казалось, будто на их головы сели птицы, и если они шевельнутся, то птицы улетят (Ибн Маджа, «Джанаиз», 37).

Сахабы были преисполнены почтения к своему наставнику, что порой стеснялись задавать ему вопросы. Они ожидали, когда придёт бедуин из пустыни, а они послушают ответ Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и получат знания.

Те, кто постоянно находился рядом с Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям), не смотрели ему прямо в глаза. Все сахабы, за исключением Абу Бакра и Умара (радыяллаху анхум), опускали глаза при общении с ним. Только эти два человека могли встречаться взглядом с Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) (Тирмизи, «Манакыб», 16 / 3668).

Амр бин Ас (радыяллаху анху) в последние минуты своей жизни признался: «Я долгое время находился рядом с Пророком, но из-за почтения к нему и из-за стыдливости, которые меня охватывали в его присутствии, я не мог поднять головы и не мог насмотреться на его благородное лицо. И если сегодня меня попросят рассказать о нём, то поверьте, я не смогу его описать» (Муслим, «Иман», 192).

Всевышний Аллах велел произносить салават Своему Посланнику. Всем мусульманам нужно относиться к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с должным адабом. Об этом сказано в аяте: «Не равняйте призыв Посланника к вам с призывом, с которым вы обращаетесь друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые уходят [из собрания] украдкой, втихомолку. Пусть остерегаются те, которые преступают Его волю: как бы их не постигла беда или мучительное наказание» (Сура «ан-Нур», 24 / 63).

Ибн Аббас так говорил об этом аяте: «Люди обращались к Пророку Аллаха: «О, Мухаммад» или «О, Абулькасым». Всевышний запретил такое поведение мусульманам, чтобы подчеркнуть уважительное отношение к Пророку. После этого они начали обращаться к нему: «О, Набиуллах», «О, Расулюллах» (Абу Нуайым, «Дельайыль», 1, 46).

Поэтому вместе с его именем верующим желательно упоминать высокие нравственные качества Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Помимо этого, ко всему его окружению нужно проявлять должный адаб.

Однажды султан Абдульазиз сильно заболел и лежал в постели. Владыке сообщили о том, что жители лучезарной Медины прислали обращение к нему. Султан сказал помощникам: «Помогите мне встать на ноги. Я должен слышать послание из Харамейна стоя. Просьбы соседей Пророка Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) неприлично слушать лёжа, это противоречит адабу».

И каждый раз, когда к нему приходила почта из Медины, султан Абдульазиз совершал дополнительное омовение, брал в руки письма, целовал их и прикладывал ко лбу со словами: «На них пыль лучезарной Медины». И только после этого читал послание.

Источник: islamisemya.com


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: