АЛЛАХ… КАКОЙ ОН?

Размышлять о сущности Аллаhа нам запрещено, потому что попытки представить Всевышнего приводят нас к заблуждению. Ас-Суюти в своём толковании Кyр`ана приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал, означающее: «Не размышляйте о Господе».

image

Аль-Байхаки в книге «Аль-Асмаи ва ссифат» передаёт хадис от Ибн Аббаса, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал, означающее: «Размышляйте обо всём, но не размышляйте о сущности Аллаhа».
Смысл хадиса заключается в том, что для познания Аллаhа не требуется представление и воображение. Также суждение, основанное на воображении, приводит к ошибке. Беда некоторых невежественных людей в том, что им трудно принять убеждение в существовании Всевышнего без Его представления. Они говорят: «Как мы можем быть убеждены в бытии Существующего, не представив Его?»
Не разрешается пытаться познать Всевышнего Аллаhа с помощью воображения. Потому что Всевышний не является Тем, Кого можно представить, так как любая воображаемая вещь должна быть кем-то представлена в каком-то образе, который отличается от образа другой вещи. А ведь Всевышний создал все вещи, придав им формы и образы, и у Него нет создателя, придавшего Ему форму. Любые воображения, мысли, размышления являются сотворёнными. Какой бы облик, образ, форму чего-либо ни представил человек, видел ли он это или нет, – всё это будет сотворённым. Если представить луну, которую мы видим, то наше представление будет сотворённым, так как луна является сотворённой. Если представить Арш (Трон), который мы не видели, то наше представление о нём тоже будет сотворённым, так как и сам Арш является сотворённым. Что же касается Всевышнего, то Он не является сотворённым. Поэтому, как бы ни утруждал себя человек в попытках представить Всевышнего, он не получит никакого результата. Как можно вообразить Того, Кого невозможно вообразить? По этому поводу сподвижник Али сказал: «Поистине, Тот, Который создал образ, нет у Него образа».

Представление, воображение приводит к ошибочному суждению в связи с тем, что представление – это сравнение того, что ты не видел, с тем, что ты видел. А ты, человек, не видел ничего, кроме сотворённого. Когда человек пытается представить что-либо, он автоматически сравнивает то, что он не видел, с тем, что увидел. Не допускается сравнивать Всевышнего Аллаhа с сотворённым. По этой причине представление приводит к ошибочному суждению. Мы не видели Всевышнего, и если попытаемся Его представить, это приведёт нас к суждению, основанному на воображении. Но нам не вменили в обязанность следовать воображению, напротив, мы должны следовать Шариату. В Священном Кyр`ане установлено, что Всевышнего Аллаhа невозможно вообразить и постичь мыслями. Всевышний сказал:

«Взоры не могут постичь Его» (сура «аль-Анам», аят 103).

То есть Его невозможно представить.
Всевышний сказал:

«Твоему Господу принадлежит конечный предел» (смысл 42-го аята суры «ан-Наджм»).

То есть мысли рабов не способны постичь Его. Такое толкование дали этому аяту сподвижник Убай ибн Каб и табиин Абдурахман ибн Убай Нуам. Убай ибн Каб сказал: «Он недосягаем для мыслей рабов, мыслями не постичь Его». Абдурахман ибн Убай Нуам говорил: «Не достигнут Его мысли того, кто пытается размышлять о Нём».
Так установлено Шариатом. Это подтверждает разум. А разум является свидетелем Шариата. Учёные ахлю сунны придерживаются понятий, которые соответствуют Шариату и не противоречат разуму. Что касается тех, кто пытается представить Всевышнего, они лишают себя этого.
Они не размышляют над словами Всевышнего:

«Неужели они не призадумались о власть над небесами и землёй, о всём сущем, что сотворил Аллаh» (сура «аль-Араф», аят 185).

Всевышний повелел нам размышлять о Его творениях, чтобы мы узнали, что Он не подобен им. Этот аят содержит повеление о размышлении. Необходимо размышлять о творениях Аллаhа, так как это усиливает наше убеждение в существовании Всевышнего, в Его могуществе и всезнании. Что касается размышлений о сущности Всевышнего, то они являются запретными, потому что они приводят к уподоблению Всевышнего творениям. Мы не можем представить нашего Создателя. Тот, кто представляет Его огромных размеров, подобно Аршу или больше него, не познал Своего Господа. Тот, кто представляет Всевышнего в образе человека, не познал Его. Тот, кто представляет Аллаhа окружающим всё со всех сторон таким образом, что всё – Арш, земля и небеса – находится внутри Него, не познал Своего Господа.

Поразмыслим о творениях Творца

Посмотрим на природу: зимой мы испытываем холод, летом – жару. Кто же переводит её из одного состояния в другое? Она меняется сама по себе? Конечно же, нет. Есть Тот, Кто меняет одно состояние земли на другое. Небеса, человек, деревья, все растения имеют различные состояния. Есть Тот, Кто переводит их из одного состояния в другое. Точно так же, как Он вывел всё из небытия к бытию. Вот причина, по которой нам велено размышлять о творениях Творца, так как эти размышления приводят к осознанию существования Господа.
Размышлять о сущности Аллаhа нам запрещено, потому что попытки представить Всевышнего приводят нас к заблуждению. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал, означающее: «Размышляйте обо всём, но не размышляйте о сущности Аллаhа».

Все сподвижники и те, кто был после них, были убеждены в том, что Всевышний Аллаh не имеет подобия. Те хадисы и аяты, явный смысл которых даёт противоположное предположение, имеют своё толкование. Имам Джафар ат-Тахави, являвшийся имамом в «Акыде» в третьем столетии по Хиджре, говорил: «Всевышний Аллаh превыше границ, пределов, частей, органов, приспособлений. Не окружает Его ни одно из шести направлений, в отличие от всех созданных». Его слова означают, что Всевышний превыше того, чтобы быть телом, ограниченным формой. Граница – это конец. Органы – это большие части тела: голова, руки, ноги. Приспособления – это мелкие части: нос, губы, пальцы. Всё это является качествами творений. Слова ат-Тахави: «Не окружает Его ни одно из шести направлений, в отличие от всех созданных» – означают, что некоторые творения находятся наверху, другие – внизу, часть на востоке, часть на западе, но Всевышний превыше этого. Этого придерживались сподвижники, праведные предшественники и учёные. Всё вышесказанное извлекается из священного аята (смысл): «Нет ничего, подобного Ему» (сура «аш-Шура», аят 11).
Кто противоречит этому убеждению, оказывается в заблуждении и отделяется от большинства уммы Мухаммада (мир ему и благословение), названого в хадисе Посланника (мир ему и благословение) «ас-Савад аль-Азам».

А если…

Если же спросят муджасим (антропоморфист – тот, кто приписывает тело Аллаhу) и мушаббих (уподобляющий Аллаhа творению): «Как мы будем поклоняться Тому, Кого мы не можем представить?», скажи им: «А кто сказал, что представление Аллаhа является частью имана (веры)? Разве нет того, что мы не можем представить, но всё-таки мы верим в это? Поистине прежде не было ни света, ни тьмы. Невозможно представить время, когда нет ни света, ни тьмы, но Всевышний сказал:

«Хвала Аллаhу, который сотворил небеса и землю, устроил мрак и свет!» (сура «аль-Анам», аят 1).

Аллаh сотворил мрак и свет после того, как их не было. Мы верим в это, так как отрицание хоть одного аята приводит к неверию. Подобно этому мы верим, что невозможно представить Всевышнего, который сказал:

«Нет ничего, подобного Ему» (сура «Фуссилат», аят 11).

Его невозможно представить в воображении и постичь разумом. Как можно стараться представить Аллаhа, когда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не размышляйте о Господе»? Имам Ахмад сказал: «Каждый раз, когда ты представляешь Аллаhа, Он противоположен твоему представлению о Нём».
Да поможет нам Всевышний Аллаh быть и умереть мусульманами, подчинившимися Господу миров!
По материалам: http://madrasah2.ru/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: