Будьте как солнце!

Исламский призыв означает передачу послания ислама как мусульманам, так и немусульманам. Он призван удержать на пути Всемогущего Аллаха людей праведных и вывести на этот путь заблудших.

Всевышний Аллах говорит:

ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ۚ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنْ ضَلَّ عَنْ سَبِيلِهِ ۖ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай [о Мухаммад] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути» (Кyр`ан, 16:125).

Шейх Хамед Аль-Али, преподаватель исламского наследия на факультете образования (Кувейт) сказал:

«Что касается даавата как проповедования, то это считается фард кифая (коллективной обязанностью) мусульман. Но призыв, как подача достойного примера, является фард айн (индивидуальной обязанностью) для мусульман с целью сохранения их религии и донесения ее послания как мусульманам, так и немусульманам. У даавата может быть много методов: мудрый и деликатный подход, произнесение речей и проповедей, подача достойного примера другим».

Достойный даават, разумеется, требует глубоких познаний, подготовки и обучения. Мусульмане должны использовать самые эффективные и соответствующие методы даавата, в зависимости от места и времени. Потому как, польза от призыва должна быть не только получающему его, но и самому призывающему.

Всевышний Аллах в Кyр`ане сказал:

أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَـابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ

«Неужели призываете вы людей к благочестию, а о себе забываете? Ведь вы читаете Писание! Неужели вы не уразумеете?» (сура Аль-Бакара», 44).

От Абу Зайд Усама бин Зайда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يُؤْتَى بالرَّجُلِ يَوْمَ الْقِيامةِ فَيُلْقَى في النَّار، فَتَنْدلِقُ أَقْتَابُ بَطْنِهِ، فيَدُورُ بِهَا كَمَا يَدُورُ الحِمَارُ في الرَّحا، فَيجْتَمِعُ إِلَيْهِ أَهْلُ النَّار فَيَقُولُونَ: يَا فُلانُ مَالَكَ؟ أَلَمْ تَكُن تَأْمُرُ بالمَعْرُوفِ وَتَنْهَى عَنِ المُنْكَرِ؟ فَيَقُولُ: بَلَى، كُنْتُ آمُرُ بالمَعْرُوفِ وَلاَ آتِيه، وَأَنْهَى عَنِ المُنْكَرِ وَآَتِيهِ مُتَّفَقٌ عَلَيهِ

«Приведут человека из моей Уммы в Судный день и бросят его в огонь. Его кишки выпадут, и он станет кружиться вокруг них в огне, подобно ослу, вращающему (жернова) мельницы. Обитатели ада соберутся вокруг него и скажут: «О, такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к совершению благодеяний и не удерживал от мерзостей?» На это он ответит: «Да, я повелевал вам совершать благодеяния, но не совершал их сам, я удерживал вас от порицаемого, но сам делал это» (Бухари, Муслим).

Всевышний Аллах наказывает этого человека так сурово за то, что его дела расходились со словами. И Он делает это несмотря на то, что тот человек повелевал другим делать благое, побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого.

Поэтому нам тоже следует первым делом внять всему тому хорошему, что мы говорим, и показать это другим на личном примере, ибо проповедь, показанная на личном примере, имеет больше влияния, чем слова, сказанные с высоких трибун, особенно, когда дела говорящего расходятся с его словами. Как говорят в народе:

«Действия говорят громче слов».

Люди, получающие знания и призывающие на путь Господа, по учению тасаууфа могут быть 4 типов:

1) Подобные далёким звёздам – они значимы для Вселенной, но пустышки, от них нет тепла и свет незначительный, люди по ним могут найти путь, но он им особо не нужен, поле их действия в призыве очень узкое, поэтому они далеки от призываемых, хотя и к ним обращаются в случае крайней необходимости.

2) Подобные луне – в полнолуние луна ярко освещает, а в кромешной темноте может вывести на путь заблудшего путника, но от нее не согреешься, даже в самый пик полнолуния. Дааваты не дают тепло, хотя можно получить знания.

3) Подобные свече – которых трудно зажечь без дополнительного источника и легко погасить. Достаточно простого дуновения, чтобы погасить жар зажженной свечи, иногда взмаха крыльев мотылька, который прилетел на свет этой свечи, или от сквозняка, который рванул в окно, иногда от громкого крика, или от пронзительного шёпота…. Пока свеча не растаяла до конца, даават жив.

Не факт, что свет свечи выведет к правильному пути, ведь бывает так, что человек блуждает, но так и не выходит к солнечному свету, ведь свеча зависит от того, кто ее несет и от внешних условий.

4) Подобные солнцу – и тепло дарует, и путь освещает, и другим жизнь дает. Солнце содержит в себе огромнейшее количество неиссякаемой энергии, которая не зависит от внешних факторов и человека.

Солнце — самое великое, что могут видеть глаза человека (Роберт Давыдов)

У всех них есть свои плюсы и минусы: благодаря звёздам мы можем увидеть правильный путь, луна осветит его в ночное время, свеча нужна там, где не проникают солнечные и лунные лучи, например в пещере – солнца нет, но свечу можно занести и зажечь, да она сгорит, но с помощью нее, человек сможет выйти из этой пещеры. Потом человек ее выкинет, ведь, по сути, она будет больше не нужна, это кратковременно, потому как есть неиссякаемый источник – солнце, и как только забрезжат первые лучи, то уже не нужны искусственные источники света.

Есть проповедники, которые зажигаются, как звёздочка, горят, горят и потом становятся как солнце, а есть те, кто проходят через все этапы, либо останавливаясь на каком-либо из них, либо достигая наивысшей ступени своего развития.

Путь даавата очень ответственный и тернистый, который нужно преодолеть и по воле Аллаха не каждый будет иметь такую возможность, в силу своего нафса, намерений и устремлений, и он подразумевает то, что от вас пользу получат, но получите ли вы от этого пользу для своего Ахирата?

Стремитесь к тому, чтобы стать солнцем, не останавливайтесь на том, чтобы быть звездой, луной в полнолуние… опасайтесь того, чтобы стать свечой, потому как вас используют, вы сгорите, несмотря на то, что польза будет получена, но для вас самого пользы для Ахирата не будет.

Но при этом, Аллах же Создатель всего сущего – звезды, луна, солнце, свеча… так и все эти группы нужны для пользы людей.

Очень многие алимы попадают в эту ловушку, становясь подобными свечками, это очень опасно для них, а не для общества, потому как все же общество от каждого получит свою пользу.

Поэтому критиковать ученых не имеет смысла, потому что от каждого из них для человека будет польза… многие, начиная с самых простых проповедников, рано или поздно стают на путь получения знаний… но изначально они взяли свет от этой свечи, загораясь, вышли к звездам, шли через ночь по лунной дорожке и дошли к восходу солнца, получив самое ценное – свет Ислама, неиссякаемый свет веры!

 

Аиша Татьяна Сыщенко, специально для Muslim.kz


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: