Человек Корана

В течение 23 лет пророческой миссии Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) мусульмане были живыми свидетелями ниспослания Откровений. Они постоянно получали новые знания и самосовершенствовались.

Аяты Корана действовали по-разному: то их охватывало необъяснимое чувство покоя и умиротворения, то восторг веры приподнимал над жизнью и обстоятельствами. Сахабов то поглощали глубокие раздумья, то страх холодной волной проходил по сердцу, то надежда помогала им прочно стоять на ногах и давала силы жить несмотря на трудности.

Аяты Корана смягчали сердца, внутренней сущностью мусульман становилась богобоязненность. Усердие сахабов на пути служения Аллаху превратилось в жизненную необходимость. Если они слышали, что ниспослано новое Откровение, то устремлялись к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с желанием обрести довольство Всевышнего. Поняв суть аята, сахабы сразу же использовали новое знание в жизни.

Абдуллах ибн Масуд (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда кто-либо из сподвижников вечером возвращался домой, то обычно его встречала супруга с двумя вопросами: «Сколько за этот день было ниспослано аятов Корана? Сколько хадисов ты сегодня выучил?» (Абдульхамит Кешк, «Фирехабит Тафсир», 1, 26).

Сахабы были привязаны к Откровениям всей душой. Свет Корана озарял их сердца и жизни. Когда Аллах забрал Своего Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) в мир иной, сподвижники сильно переживали. Однажды Абу Бакр (радыяллаху анху) обратился к Умару (радыяллаху анху):

— Пойдём, навестим Умму Айман. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) часто бывал у нее её.

Умму Айман (радыяллаху анха) была няней Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Он был исполнен благодарности и преданности по отношению к ней, заботился, часто её навещал, справлялся о здоровье.

Когда Умму Айман увидела сахабов. Гости подумали, что своим визитом они напомнили ей о воспитаннике и Умму Айман плачет от горечи разлуки. Чтобы успокоить женщину, они спросили:

— Почему же ты плачешь? Ты разве не знаешь, что велики для него блага перед Всевышним и что для него это лучше.

— Я плачу не из-за этого. Разве не знать мне, что ему лучше у Всевышнего. А плачу я от того, что больше не будут приходить Откровения.

Её слова подействовали на верных последователей Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Они тоже погрузились в раздумья, и так же, как Умму Айман, не смогли сдержать слёз (Муслим, «Фадаиллюль сахаба», 103).

Сахабы испытывали глубокое почтение и любовь к Корану. От Пророка (салляллаху алехйи ва саллям) они узнали ценность Священной Книги, научились её читать, относились к посланиям Аллаха с большим уважением. Сподвижники получали огромную пользу от чтения Корана — он щедро открывал им знания. Они много и часто перечитывали суры и старались, чтобы ни один день не прошёл без него: начинался и завершался чтением Корана. А тем, у кого болели глаза, обязательно советовали смотреть на записанные страницы Книги Аллаха (Хайсами, 7, 165).

Однажды ночью благочестивый Умар (радыяллаху анху) не смог читать Коран. Утром Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к нему:

— О, сын Хаттаба, Всевышний Аллах ниспослал тебе один аят.

И после этих слов прочитал 62-й аят суры «аль-Фуркан», в котором говорится: «Он — Тот, кто установил череду ночи и дня для тех, кто желает помнить [это чудо] и возблагодарить [за это Аллаха]».

Умар (радыяллаху анху) слушал внимательно. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) продолжил:

— Когда ты пропустил дополнительные поклонения ночью, выполни их днём, а те богослужения, что пропустил днём, восполни ночью (Ар-Рази, тафсир суры «аль-Фуркан»).

Сахабы почитали мусульман, которые хорошо знали Коран. Однажды Нафи бин Абдильхарис находился в Усфане и встретился там с благочестивым Умаром (радыяллаху анху), назначившим его предводителем Мекки. От неожиданности Умар (радыяллаху анху) сразу же спросил:

— Кого ты оставил вместо себя руководить мекканцами?

— Я оставил Ибн Абзаа, — ответил сахаб.

— А кто это такой?

— Он один из освобождённых нами рабов.

— Ты что, вместо себя оставил вольноотпущенника?

— Ибн Абзаа изучил Коран, живёт по нему и очень хорошо знает фарды (обязательные деяния), — достойно пояснил Нафи.

Ошеломлённый этим ответом, благородный Умар (радыяллаху анху) воскликнул:

— Пророк говорил, что, поистине, Аллах с помощью Корана возвысит положение одних людей, а положение некоторых упадёт (Муслим, «Мусафирин», 269).

Духовный уровень человека зависит от того, насколько хорошо он выполняет предписания Корана и живёт по Сунне. Книга Аллаха — это наставление, полное смысла, это готовые ответы на то, как нужно строить жизнь на этой земле. В Коране есть всё, что нужно верующему: исцеление, безопасность, нравственность, уроки. Но понимание Корана зависит от того, насколько сердце человека освещено его светом.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) однажды сказал:

— Без сомнения, среди людей есть те, которые приближены к Аллаху.

Сахабы-кирам спросили:

— О, Пророк Аллаха, кто же они такие?

— Это люди Корана, люди Откровения, это люди Аллаха, Его истинные рабы, — ответил он (Ибн Маджа, «Мукаддима», 16).

Что означает быть человеком Корана? Это значит уметь правильно читать Коран, понимать его, войти в духовную атмосферу Священной Книги и в состояние размышления, углубиться в его смыслы, осознанно их вбирая в себя, ориентироваться на него и идти по тому пути, на который он указывает. Быть человеком с подобными намерениями — это особая милость Всевышнего.

Коран читается сердцем. Глаза помогают ему воспринимать аяты. Многие люди читают Коран, но каждый, в зависимости от готовности души, берёт только то, что дано ему в удел. Всевышний говорит: «Потом Мы дали в наследие это Писание тем из Наших рабов, кого Мы избрали. Среди них есть такие, которые совершают несправедливость против самих себя, умеренные и опережающие [других] в добрых делах по соизволению Аллаха — а это и есть великая милость» (Сура «аль-Фатыр», 35 / 32).

Некоторые люди, читая Коран, не воспринимают его суть. В их сердцах и делах не отражаются великие смыслы Речи Аллаха. Они вредят сами себе и не используют наивысшее благо на земле. Есть те, кто неустойчив в выборе пути: один раз делают так, как велено Кораном, в другой же раз нарушают его предписания. А кто-то благодаря Корану возвышается до высших ступеней духовности. Умар (радыяллаху анху) сказал как-то: «Если бы сердца людей были свободны от нравственных болезней, то они бы не могли насытиться духовным наслаждением, полученным от Корана».

Читать Коран с почтением означает иметь возможность говорить с Аллахом. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал, что если кто-то желает обратиться к Всевышнему, то пусть с устремлённым к Нему и умиротворённым сердцем читает Коран (Суюти, 1, 13 / 360).

Нужно читать Книгу Аллаха с раскрытым сердцем, чтобы была от этого обильная польза, как от весенних дождей, пришедших на благодатную землю; если дождь пройдёт над камнями и скалами, то вряд ли они станут от этого плодороднее. Известный толкователь Корана муфассир Катада говорил: «Те, кто читают Коран, будут иметь или прибыль, или убыток. В аяте сказано: «Мы ниспосылаем Коран как исцеление и милость верующим, а грешникам он только добавляет урон» (Сура «аль-Исра», 17 / 82).

О тех, кто получает от Корана великую пользу, говорится так: «Верующие — это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 2).

Обязанность каждого мусульманина — жить согласно указаниям Корана. Иначе в Судный День его может ожидать свидетельство Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), которое передано в аяте: «Посланник [в тот день] скажет: «Господи! Воистину, мой народ отверг Коран» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 30).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) с большим трепетом и почтением относился к Откровениям и знал о высоком значении Корана. Он помнил, что будет спрошен о том, как учил их Корану, и поэтому значительную часть времени отводил занятиям с учениками. Даже в период голода, когда он по нескольку дней ничего не ел, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) привязывал камень на живот, но никогда не отменял уроки Корана.

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) советовал своим последователям обучать Корану сыновей и дочерей: «Воспитывайте своих детей на трёх основах — любви к Пророку, любви к Ахли Бейт (семье Пророка и ко всем тем, кто следует Пророку), любви к чтению Корана. Те, в сердцах которых Коран, во время Кыямата, когда не будет ни одной тени (чтобы под ней укрыться), будут вместе с пророками и приближенными Аллаха находиться в тени великого Арша» (Мунави, «Файзуль-Кадир», 1, 226).

О, Аллах! Причисли нас к счастливым верующим, которым дарована Милость постоянного общения с Кораном! Помоги нам стать истинными людьми Откровения, даруй нам благо жить по Корану и Сунне. Аминь!

islamisemya.com


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: