Фармацевтика у мусульман

Первая аптека была основана в Багдаде 12 столетий назад. Специальный чиновник контролировал, чтобы вес, чистота и свежесть лекарств соответствовала норме. С начала IX века фармацевты, работавшие в своих аптеках, передавали знания и навыки от отца к сыну, такие как секреты приготовления и хранения сложных по составу лекарств.

Как правило, эти семейные фирмы, работающие на рынке, периодически проверялись официальными должностными лицами, именуемыми мухтасиб. Те, кто был замечен в подмешивании в лекарства посторонних веществ, прилюдно подвергались наказанию.

Аптеки имелись не только на базарах. Как и в современных клиниках, больницы той эпохи имели своего рода лаборатории, где готовили лекарства и выдавали их больным.

Фармакологией занимались многие известные исламские ученые. Сабур ибн Сахль описал разнообразные лекарства, Ар-Рази призывал использованию в медицине химических соединений, Ибн Сина рассматривал свойства лекарств, механизм их действия, а Аль-Кинди вывел формулы для определения дозировки лекарств. В XI веке Аль-Бируни создал одну из самых значимых работ в этой области – «Книгу фармакологии».

Андалузский медик Аз-Захрави первым стал использовать методы сублимации и дистилляции для приготовления лекарств. 30-томный «ат-Тасриф» Аз-Захрави содержит в том числе и информацию о приготовлении лекарств из растительного сырья.

В «Книге фармакологических основ» Абу Мансура Мувафака (975 г.) приводятся сведения применении химических веществ для лечения болезней. Абу Мансур различает карбонат натрия и карбонат калия, пишет об оксидах мышьяка и меди, кремниевой кислоте и сурьме. Он знал о токсичности соединений меди и свинца, состав гипса и его хирургическое использование.

Мусульманские ученые создавали алфавитные списки лекарств. Примечателен тот факт, что определение лекарств, их классификация, описание качеств, необходимых фармацевту, использовавшиеся в европейской фармакологии, в точности повторяют арабскую.

Арабская фармацевтика оказала огромное влияние на европейскую, в частности, на итальянского врача и философа XIII века Пьетро д’Аббано. В XX веке тему влияния арабской фармакологии на мировую исследовал американский историк Мартин Леви (1913-1970).

Книги мусульманских ученых по фармакологии переводились на латинский язык. Так, труд “Китаб аль-Адвия аль-Муфрада” медика из Толедо Ибн аль-Вафида был переведен на латынь под названием De medicamentis simplicibus и издан более 50 раз. Ибн аль-Вафид описывал приемы и методы алхимии для получения, по крайней мере, 520 видов лекарств из растений.

«Словарь лекарств из растительного сырья и пищи» мусульманского ученого Ибн Байтара, жившего в XIII веке, является крупнейшей энциклопедией такого рода, дошедшей до наших дней. Латинский перевод этого труда был издан в 1758 году, оказав влияние на европейскую фармакологию.


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: