Искренность, садака и баракат

image

Искренность всегда является благом. Так, милостыня, подаваемая от чистого сердца даже не достойным её, принесёт баракат и дающему, и берущему. А зачастую искренность может побудить к ответному доброму поступку и пробудить человеке самые лучшие чувства. На это указывает и хадис Пророка (саляллаху алейхи ва саллям): «Жил человек, который однажды решил дать садака. Он взял деньги и вышел ночью из дома, но, не зная того, вручил милостыню вору. Наутро жители города стали говорить:

— Некто вчера дал подаяние грабителю!

На что человек лишь сказал:

— Хвала Тебе, о, Аллах! Я раздам милостыню и сегодня.

Он снова вышел из дома и на этот раз сунул деньги в руки распутной женщине. На следующий день люди опять перешёптывались:

— Смотрите, кто-то дал подаяние блуднице.

Но человек лишь повторил:

— Хвала Тебе, о, Аллах! Я всё ж подам милостыню.

В этот вечер на его пути попался зажиточный горожанин. Ничего не зная, человек вручил свои деньги этому богачу. На другой день все жители недоумевали:

— Какой-то чудак вчера дал подаяние богачу!

Человек же воскликнул:

— Хвала Тебе, о, Аллах, за то, что Ты предоставил мне возможность подать вору, блуднице и богачу.

За свою искренность человек услышал во сне: «Та милостыня, что ты дал грабителю, быть может, заставит его покаяться. Садака для блудницы, вероятно, в будущем приведёт её к благочестию. А подаяние богачу способно заставить его задуматься и творить добрые дела» (Бухари, «Закят», 14).

Хадис подчёркивает, какие блага несут искренность и чистосердечие. Именно намерение и побуждение важнее, чем само деяние. Однако это не означает, что следует подавать милостыню невпопад. Напротив, верующий должен знать тех, кто действительно нуждается или достоин подаяния и закята.

Муаз бин Анас (радыяллаху анху) цитирует слова Пророка (саляллаху алейхи ва саллям): «Кто даёт ради Аллаха, запрещает ради Аллаха, любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, женится ради Аллаха, тот обрёл совершенство веры» (Тирмизи, «Кыямат», 60 / 2521).

Всевышний подчёркивает неугодность деяний, в которых нет чистосердечия и стремления обрести Его довольство, какими бы значительными они ни были. Прямодушие даже в малом принимается и высоко ценится Аллахом. Недаром Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе говорит так: «Будь искренен в вере! Если сможешь, то даже небольшого деяния будет достаточно для тебя» (Хаким, IV, 341 / 7844).

Верующий должен знать, что искренность в поступках столь же важна, как душа для тела, и подчинить жизнь чистосердечному обретению довольства Всевышнего (рида). Сделав это понимание своей сутью, нужно быть искренним по отношению к Аллаху, Его Книге и Посланнику, к главе мусульман и ко всей умме (Муслим, «Иман», 95).

Человек, достигший этого духовного уровня, обретёт совершенство веры и постигнет сладость Ислама. Его сердце наполнится неподдельными чувствами, и он удостоится спасения (Ахмад, V, 147).

В искренности заключено множество пользы. Прежде всего, она оберегает от наущений: «[Иблис] сказал: «Господи! За то, что Ты свёл меня с пути Истины, я [исхитрюсь] приукрасить [всё дурное] на земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 39—40). Чистота помыслов оградит мусульман также от адских мучений: «Наказание не постигнет только искренне верующих рабов Аллаха» (Сура «ас-Саффат», 37 / 40).

Благодаря Всевышнему, искренность отдаляет человека от зла и распутства. Недаром Посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) назвалдуа, намазы и прямодушие слабых причиной помощи Аллаха этой общине (Насаи, «Джихад», 43 / 3176).

Неподдельные чувства возносят богослужения на новый уровень и способствует тому, что Аллах принимает их. Во многих хадисах искренность названа условием награды за поклонение и поминание (зикр): «Совершать искренне» (Бухари, «Ильм», 49); «Веря в вознаграждение, ожидать его только от Аллаха, то есть искреннее намерение» (Бухари, «Иман», 25).

Это в полной мере показывает, насколько важна искренность. Как отмечено в хадисе, «если раб Всевышнего избегает больших грехов и ведёт благочестивую жизнь, искренне произносит: «Ля иляха илляллах» — «Нет бога кроме Аллаха», то для него откроются врата небес, и эти слова поднимутся до аль-‘Арша, Трона Аллаха». (Тирмизи, «Дават», 126 / 3590).

Чистота помыслов дарует удовлетворение людям в этом мире и спасение в вечности. Без искренности человек начинает надеяться на помощь бессильных созданий, которые не могут принести какой-либо пользы или избавить от трудностей.


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: