ИСЛАМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАНИНА

Сов­сем не­дав­но нас­ту­пил но­вый, 1438-й, год от хид­жры пос­ланни­ка Ал­ла­ха, мир ему и бла­гословение Ал­ла­ха, из Мек­ки в Ме­дину. Му­суль­ма­не ус­та­нови­ли точ­кой от­счё­та но­вого ка­лен­да­ря да­ту пе­ресе­ления Про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, и с тех пор, вот уже поч­ти пол­то­ра ты­сяче­летия, ис­лам­ский ка­лен­дарь стал не­отъ­ем­ле­мой частью жиз­ни ара­бов и дру­гих му­суль­ман­ских на­родов.

Од­на­ко в си­лу раз­ных при­чин боль­шая часть му­суль­ман СНГ, Рос­сии и да­же не­кото­рые жи­тели араб­ских стран прак­ти­чес­ки не за­мети­ли нас­тупле­ния но­вого му­суль­ман­ско­го го­да. Бо­лее то­го, не­кото­рые из них сов­сем не зна­ют, ка­кой год нас­ту­пил и ка­кой по счё­ту за­кон­чился. Ис­лам­ский ка­лен­дарь стал для них пре­дан­ной заб­ве­нию тра­дици­ей, ко­торая дав­но уш­ла в прош­лое вмес­те со мно­гими дру­гими по­ложе­ни­ями ша­ри­ата. Об ис­лам­ских ме­сяцах они вспо­мина­ют толь­ко на Ура­за-бай­рам, ког­да за­кан­чи­ва­ет­ся ме­сяц Ра­мадан, или Кур­бан-бай­рам, ког­да му­суль­ма­не раз­да­ют бед­ным мя­со пос­ле жер­твоп­ри­ноше­ния и от­прав­ля­ют­ся в хадж в ме­сяце Зуль-Хид­жа.

К ве­лико­му со­жале­нию, в то же вре­мя при­ходит­ся наб­лю­дать, как часть му­суль­ман не упус­ка­ет воз­можнос­ти поз­дра­вить сво­их дру­зей, а то и под­руг, с нас­тупле­ни­ем но­вого го­да по гри­гори­ан­ско­му ка­лен­да­рю. Они го­товят по­дар­ки друг для дру­га, ус­тра­ива­ют ве­черин­ки, фей­ер­верки, со­бира­ют­ся на пло­щадях вок­руг ёлок.
По­доб­ное по­ложе­ние му­суль­ман, фак­ти­чес­ки за­быв­ших свою куль­ту­ру, на­водит на мысль о том, что это мо­жет быть толь­ко на­чалом. Сна­чала ты за­быва­ешь о сво­ей куль­ту­ре, по­том пе­рени­ма­ешь дру­гую, да­лее за­быва­ешь о сво­ей ре­лигии, и, в кон­це кон­цов, сам ста­новишь­ся дру­гим. По­это­му те­ма ис­лам­ско­го ка­лен­да­ря пред­став­ля­ет оп­ре­делён­ную важ­ность.
Ис­то­рия ис­лам­ско­го ка­лен­да­ря

С дав­них вре­мён лю­ди соз­да­вали ка­лен­да­ри для от­счё­та те­кущих лет. У каж­до­го на­рода бы­ли свои ка­лен­да­ри. Вспом­ни­те на­роды Майя, и­уде­ев и дру­гие ци­вили­зации. Точ­кой от­счё­та для них бы­ли раз­ные да­ты, свя­зан­ные с их ис­то­ри­ей, рож­де­ни­ем пра­вите­лей этих на­родов и то­му по­доб­ные яр­кие со­бытия. Му­суль­ма­не, пред­став­ля­ющие ог­ромную ци­вили­зацию, за­ложив­шую ос­но­вы поч­ти для всех сов­ре­мен­ных на­ук, так­же не ос­та­лись в сто­роне. У нас по­явил­ся свой ка­лен­дарь для от­счё­та те­куще­го вре­мени.

Нес­мотря на то что ис­лам­ский ка­лен­дарь бе­рёт своё на­чало от хид­жры пос­ланни­ка, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, и его спод­вижни­ков из Мек­ки в Ме­дину, при­нят он был при прав­ле­нии вто­рого пра­вед­но­го ха­лифа – Ума­ра ибн аль-Хат­та­ба, да бу­дет до­волен им Ал­лах. При жиз­ни са­мого Про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, та­кой на­доб­ности не воз­ни­кало по при­чине при­ори­тет­ности дру­гих за­дач в тот пе­ри­од.
За­чат­ка­ми по­яв­ле­ния му­суль­ман­ско­го ка­лен­да­ря ста­ли нес­ты­ков­ки, свя­зан­ные с пись­ма­ми и дру­гой до­кумен­та­ци­ей. Пе­реда­ёт­ся, что один из спод­вижни­ков на­писал Ха­лифу, что его пос­ла­ния очень дол­го до­ходят до них из-за ог­ромно­го рас­сто­яния меж­ду про­вин­ци­ями го­сударс­тва му­суль­ман. И иной раз им при­ходит­ся ду­мать, о ка­ком ме­сяце Ша­абан бы­ло ска­зано в пись­ме: это про­шед­ший не­дав­но Ша­абан, или в пись­ме име­ет­ся в ви­ду ме­сяц Ша­абан прош­ло­го го­да? По­это­му по­яви­лась не­об­хо­димость свя­зывать ме­сяцы с го­дами, и бы­ло ре­шено, что му­суль­ма­нам нуж­но ус­та­новить точ­ку от­счё­та.
Спод­вижни­ки дол­го со­веща­лись и дис­ку­тиро­вали о том, ка­кая да­та или со­бытие ста­нет ну­левой точ­кой. Кто-то пред­ло­жил взять за ос­но­ву на­чало нис­посла­ния бо­жес­твен­но­го от­кро­вения. Дру­гие пред­ло­жили взять за ос­но­ву пе­ресе­ление му­суль­ман в Ме­дину. Третьи пред­ла­гали на­чать ле­то­ис­числе­ние со дня рож­де­ния пос­ланни­ка Ал­ла­ха, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха. Пос­ле мно­гоча­совых дис­куссий спод­вижни­ками бы­ло при­нято наз­на­чить да­той от­счё­та пе­ресе­ление му­суль­ман из Мек­ки в Ме­дину, по­тому что это сим­во­лизи­рова­ло на­чало но­вой стра­ницы в их жиз­ни и ис­то­рии в це­лом. Оно ста­ло на­чалом ста­нов­ле­ния ис­лам­ско­го об­щес­тва и пер­вым кам­нем в фун­да­мен­те но­вого го­сударс­тва.

А пер­вым ме­сяцем, с ко­торо­го на­чинал­ся ка­лен­дарь, спод­вижни­ками был при­нят ме­сяц аль-Му­хар­рам. По­тому что ме­сяц аль-Му­хар­рам – это пер­вый ме­сяц пос­ле се­зона хад­жа, пос­ле ко­торо­го пос­ланник Ал­ла­ха, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, на­чал пла­ниро­вание пе­ресе­ления, от­прав­лял спод­вижни­ков с при­зывом к ис­ла­му.
Ис­лам­ский ка­лен­дарь, так же как и гри­гори­ан­ское ле­то­ис­числе­ние, со­дер­жит в се­бе две­над­цать ме­сяцев. Все­выш­ний Ал­лах го­ворит в Ко­ране (смысл): «Во­ис­ти­ну, чис­ло ме­сяцев у Ал­ла­ха – две­над­цать. Так бы­ло за­писа­но в Пи­сании в тот день, ког­да Ал­лах сот­во­рил не­беса и зем­лю. Че­тыре ме­сяца из них – зап­ретные. Та­кова пра­вая ре­лигия, и по­сему не пос­ту­пай­те в них нес­пра­вед­ли­во по от­но­шению к се­бе» (су­ра «По­ка­яние», а­ят 36).

Он, в от­ли­чие от гри­гори­ан­ско­го, лун­ный, по­это­му ко­роче сол­нечно­го ка­лен­да­ря на 10–11 дней. Имен­но с этим свя­зано то, что каж­дый год да­ты му­суль­ман­ских праз­дни­ков при­ходят­ся на раз­ные дни по гри­гори­ан­ско­му ка­лен­да­рю.
Дней не­дели так­же семь, праз­днич­ным и вы­ход­ным из ко­торых яв­ля­ет­ся пят­ничный день, ког­да му­суль­ма­не со­бира­ют­ся в ме­чети для со­вер­ше­ния обя­затель­ной кол­лектив­ной мо­лит­вы.
Пер­вым днём но­вого ис­лам­ско­го ка­лен­да­ря, по од­но­му из мне­ний учё­ных, стал чет­верг, по дру­гому – пят­ни­ца. Эта да­та со­от­ветс­тву­ет 15–16 и­юля 622 го­да н. э.
Наз­ва­ния ис­лам­ских ме­сяцев

Так же как мно­гие за­были о нас­тупле­нии но­вого ис­лам­ско­го го­да и за­были ка­лен­дарь в об­щем, они пре­дали заб­ве­нию и наз­ва­ния ис­лам­ских ме­сяцев. Ма­ло кто в на­шем об­щес­тве мо­жет наз­вать все две­над­цать ме­сяцев без оши­бок. Ма­ло да­же тех, кто мо­жет наз­вать хо­тя бы шесть ме­сяцев из две­над­ца­ти.
Пред­ла­га­ем ва­шему вни­манию наз­ва­ния всех ме­сяцев в на­деж­де на то, что вы их вы­учи­те в ско­ром вре­мени.
1. Аль-Му­хар­рам

2. Са­фар

3. Ра­биаль ав­валь

4. Ра­биаль ахир

5. Джу­мадаль уля

6. Джу­мадаль ахи­ра

7. Рад­жаб

8. Ша­абан

9. Ра­мадан

10. Шав­валь

11. Зуль Ка­ада

12. Зуль Хид­жа

Ис­лам­ский ка­лен­дарь в сов­ре­мен­ных стра­нах ми­ра

Нес­мотря на су­щес­тво­вание в на­ши дни мно­гих араб­ских стран, боль­шинс­тво жи­телей ко­торых при­чис­ля­ют се­бя к ис­ла­му, а так­же не­араб­ских стран, ис­по­веду­ющих ис­лам, ис­лам­ский ка­лен­дарь при­нят на го­сударс­твен­ном уров­не толь­ко в Са­удов­ской Ара­вии и Ма­рок­ко. Ос­таль­ные стра­ны пе­реш­ли на гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь в си­лу раз­ных при­чин. Не пред­став­лявшие свою жизнь без при­выч­но­го му­суль­ман­ско­го ка­лен­да­ря араб­ские стра­ны се­год­ня прак­ти­чес­ки за­были о нём, пе­рей­дя на гри­гори­ан­ское ле­то­ис­числе­ние.

По­чему важ­но не за­бывать свой ка­лен­дарь?

Не­об­хо­димость прог­но­за ви­димос­ти но­вой лу­ны тре­бова­ла изу­чить её дви­жение с учё­том уг­ла нак­ло­на к го­ризон­ту, а ре­шение этой за­дачи тре­бова­ло зна­ния сфе­ричес­кой ге­омет­рии, то есть раз­де­ла ге­омет­рии, изу­ча­юще­го ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры на по­вер­хнос­ти сфе­ры. Пер­вым че­лове­ком, раз­ра­ботав­шим сфе­ричес­кую ге­омет­рию, впос­ледс­твии ак­тивно при­меняв­шу­юся в ас­тро­номи­чес­ких ис­сле­дова­ни­ях, был аль-Кин­ди – учё­ный IX ве­ка из Баг­да­да.

Сфе­ричес­кая ге­омет­рия так­же тре­бу­ет­ся му­суль­ма­нам для оп­ре­деле­ния Киб­лы, то есть нап­равле­ния в сто­рону Мек­ки, не­об­хо­димо­го для со­вер­ше­ния мо­лит­вы. Ме­чети рас­по­лага­ют­ся по нап­равле­нию к Мек­ке, и пер­вым, кто раз­ра­ботал сис­те­му оп­ре­деле­ния нап­равле­ния к Киб­ле из лю­бой точ­ки Зем­ли, был аль-Би­руни. Аль-Би­руни вла­дел поч­ти все­ми на­ука­ми сво­его вре­мени, и его иног­да на­зыва­ют Ле­онар­до да Вин­чи тех дней. Что ка­са­ет­ся Лу­ны, он опи­сал её зат­ме­ние от 24 мая 997 го­да, на­ходясь в го­роде Кя­те (ны­не г. Би­руни на тер­ри­тории сов­ре­мен­но­го Уз­бе­кис­та­на). Это со­бытие наб­лю­далось и в Баг­да­де, и Би­руни за­ранее до­гово­рил­ся с баг­дад­ским кол­ле­гой Абу аль-Ва­фой аль-Буз­жа­ни, что тот так­же про­из­ве­дёт наб­лю­дения, но из сво­его го­рода. Ког­да они срав­ни­ли раз­ни­цу во вре­мени, то на ос­но­ве её рас­счи­тали раз­ни­цу дол­го­ты меж­ду го­рода­ми.

Наб­лю­дение за лу­ной счи­талось серь­ёз­ным де­лом. Как в на­ши дни, так и тог­да Лу­на за­вора­жива­ла умы, ведь рас­чё­ты за её дви­жени­ями ука­зыва­ли на то, что и на не­бесах ус­та­нов­лен бо­жес­твен­ный по­рядок. А на ос­но­ве наб­лю­дений за Лу­ной пос­тро­ен му­суль­ман­ский ка­лен­дарь, ко­торым поль­зу­ют­ся уже бо­лее 1 400 лет.

Бе­зус­ловно, важ­ность лун­но­го ка­лен­да­ря для му­суль­ман не оз­на­ча­ет, что они не мо­гут поль­зо­вать­ся гри­гори­ан­ским. В ко­неч­ном счё­те ос­новные воп­ро­сы, свя­зан­ные с от­счё­том вре­мени, воз­вра­ща­ют­ся к поль­зе и вре­ду. В боль­шей час­ти сов­ре­мен­но­го ми­ра ис­поль­зу­ет­ся имен­но гри­гори­ан­ский ка­лен­дарь, и в этой свя­зи яв­ля­ет­ся проб­ле­матич­ным и не­целе­со­об­разным при­зывать му­суль­ман­ские на­роды, при­вык­шие по не­му жить, пе­рехо­дить на лун­ный. Од­на­ко мы ни в ко­ем слу­чае не дол­жны его за­бывать. С лун­ным ка­лен­да­рём свя­заны важ­ные да­ты, ша­ри­ат­ские нор­мы, ис­лам­ская ис­то­рия и дру­гие фак­то­ры, ори­ен­та­ция в ко­торых не­об­хо­дима каж­до­му му­суль­ма­нину.
Умар Бутаев


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: