Качества пророков

Такие качества, как правдивость, чистосердечие, искренность, надежность, проницательность, ум, целомудрие и качество оповещения присущи всем пророкам. Полнота веры в пророков доходит до своего совершенства при наличии у них следующих качеств:

 

Сыдк – правдивость

Это слово означает правдивость пророков в деле оповещения людей о Божественных предписаниях, запретах и при сообщении им всякого рода известий. Они правдивы и честны в словах и делах своих. Их дела – это отражения их слов… Невозможно представить, чтобы они говорили ложь. Всевышний Аллах хвалил Своих пророков за их правдивость и честность (см. также «Марьям», 54, 56; «Юсуф», 46):

وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقاً نَّبِيّاً

«Напомни [о Мухаммад, людям] о том, что в Писании Ибрахима, а он был правдивейшим пророком» (Сура «Марьям», 41)

Всевышний Аллах сообщает в Священном Кyр`ане о невозможности того, чтобы Его Пророки могли быть неправдивыми:

تَقَوَّلَ عَلَيْنَا بَعْضَ الْأَقَاوِيلِ لَأَخَذْنَا مِنْهُ بِالْيَمِينِ ثُمَّ لَقَطَعْنَا مِنْهُ الْوَتِينَ

«Если бы он (т. е. Мухаммад) приписал Нам какие-либо речи, то Мы, конечно, схватили бы его, потом Мы перерезали бы ему сердечную вену» (Сура «Аль-Хакка», 44-46)

Их благородная правдивость и честность были подтверждены даже теми, кто не верил в них. Вот лишь несколько из бесчисленного множества примеров:

Посланник Аллаха ﷺ в дни, когда он впервые сообщил людям племени Курайш о призыве Всевышнего Аллаха, обращаясь к ним с высокой скалы горы Сафа, спросил:

«О племя Курайш! Если я вам скажу, что у подножия этой горы или в этой долине есть конные всадники, которые сейчас нападут на вас, поверите ли вы мне?»

Люди, не задумываясь, ответили ему: «Да, поверим! Ибо до сего момента ты был известен нам как правдивый человек. Мы никогда не слышали слова лжи от тебя!» (Бухари «Тафсир», 26).

 

Император Византии Гераклиус, желая получить информацию о Пророке ﷺ, задал Абу Суфьяну, тогда еще не уверовавшему в Аллаха, вопрос: «Были ли случаи, когда он не держал обещанного им слова?» И хотя в ту пору Абу Суфьян находился в оппозиции к Посланнику Аллаха ﷺ, он ответил ему: «Нет! Он всегда выполняет то, что обещает!» (Бухари, «Баду’ль-уахий», 1, 156; Муслим «Джихад», 74).

 

Мекканский язычник Убай бин Халяф был одним из самых заклятых врагов Ислама. Еще до хиджры Господина Миров в Медину он часто говорил ему:

«Я холю и лелею своего коня. И однажды, сидя верхом на нем, я уничтожу тебя!»

Посланник Аллаха ﷺ также один раз сказал ему:

«Ин шаа Аллах (Если угодно Аллаху), я уничтожу тебя!»

В день сражения при Ухуде этот глупый язычник стал разыскивать Посланника Аллаха ﷺ, приговаривая: «Если сегодня он спасется, то мое дело плохо!» С этими мыслями, готовясь напасть на Посланника Аллаха ﷺ, он стал приближаться к нему. Сахабы, увидев его еще издалека, хотели было снести ему голову, однако Посланник Аллаха ﷺ сказал им: 

«Оставьте его! Пусть подойдет!»

Когда Убай ибн Халяф приблизился, Гордость Вселенной ﷺ взял из рук одного из сахабов копье. Язычник бросился бежать, однако Султан Пророков крикнул ему вслед:

«Эй, лжец, куда же ты бежишь?..»

Копье Пророка слегка задело шею Убайя, однако даже от этого удара он упал с коня, несколько раз перекувыркнулся и в страшной панике кинулся в сторону своих. Он бежал с глазами, вылезшими из орбит, громко вопя: «Клянусь Аллахом, Мухаммад убил меня!» Подошедшие к нему язычники, осмотрев его рану, сказали: «Да это обычная ссадина!» Убай, не успокоившись, продолжал истошно вопить. Его вопли напоминали рев быка.

Абу Суфьян, пристыдив Убайя, сказал ему: «Стоит ли так громко кричать из-за этой крохотной ссадины?» Убай ответил: «Да знаешь ли ты, кто нанес мне эту рану? Это Мухаммад! Клянусь тебе Латом и Уззой, что если бы все люди Хиджаза разделили со мной боль, которую я испытываю от этой раны, то они бы все умерли. Мухаммад в Мекке говорил мне: «Я уничтожу тебя непременно!» Я еще тогда понял, что мне не удастся спастись от него!»

В итоге, заклятый враг Пророка ﷺ Убай скончался по дороге в Мекку, так и не добравшись до нее (Ибн Исхак, стр. 89; Ибн Са’д, II, 46; Хаким, II, 357).

Это событие свидетельствует о том, что даже самый заклятый идолопоклонник, лично знавший Посланника Аллаха ﷺ, и тот верил в силу и правоту его слов.

 

Абу Майсара рассказывает: «Однажды Посланник Аллаха заглянул к Абу Джахилю, у которого в это время находились люди, которые, увидев Посланника Аллаха, сказали: «О Мухаммад! Клянемся Аллахом! Мы не опровергаем тебя. Ты честный, правдивый человек. Однако мы опровергаем те вещи, которые ты принес с собой».

В ответ на это снизошел священный аят, гласящий:

قَدْ نَعْلَمُ إِنَّهُ لَيَحْزُنُكَ الَّذِي يَقُولُونَ فَإِنَّهُمْ لاَ يُكَذِّبُونَكَ وَلَكِنَّ الظَّالِمِينَ بِآيَاتِ اللّهِ يَجْحَدُونَ

«Мы знаем [о Мухаммад], что тебя огорчают их речи. Воистину, не твои [слова] они считают ложью, эти нечестивцы отрицают знамения Аллаха» (Сура «Ан’ам», 33) (Вахиди, стр. 219)

 

Пророк Мухаммад Мустафа ﷺ был олицетворением чистосердечия и правдивости даже когда он безмолвствовал. Невозможно представить себе, чтобы человек, еще до своего пророчества даже в шутку не говоривший неправды людям, мог бы сказать неправду о Всевышнем Аллахе. Ибо наш Господин Пророк ﷺ считал ложь признаком лицемерия, двурушничества и строго-настрого запрещал говорить своей общине неправду (Бухари «Иман», 24; Муслим «Иман», 107).

Наш Господин ﷺ сказал:

«На сердце раба Аллаха, говорящего ложь и носящего в нем намерение говорить ее, появляется черное пятнышко, которое все более увеличивается, заставляя сердце почернеть полностью. И, в конце концов, Аллах запоминает его как лжеца, ибо он попадает в число лжецов!» (Муватта «Калям», 18)

 

Нуфай ибн Харис (радыйаллаху анху) передает следующее: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ трижды спросил у нас:

«Хотите ли вы, чтобы я сообщил вам о самом тяжком из больших грехов?»

Мы ответили: «О Посланник Аллаха! Конечно же, хотим».

«Приписывать сотоварища Аллаху (ширк), не слушаться своих родителей! – сказав эти слова, он выпрямился и продолжил, – Слушайте внимательно! А еще – говорить неправду и лжесвидетельствовать!»

Он так часто повторял эти слова, что мы попросили его хранить молчание, дабы он сильно не утомился и не расстроился!» (Бухари «Адаб», 6; Муслим «Иман», 143).

 

В Священном Кyр`ане о правдивости, чистосердечии и искренности сказаны следующие слова:

قَالَ اللّهُ هَذَا يَوْمُ يَنفَعُ الصَّادِقِينَ صِدْقُهُمْ لَهُمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَداً رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«И скажет Аллах [в Судный день]: «[Это] день, когда правдивым мужам поможет их правдивость. Уготованы им райские сады, в которых текут ручьи, и они вечно пребудут там». Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Аллахом. Это и есть [для них] великое преуспевание!» (Сура «Аль-Маида», 119)

 

Аманат – надежность

Все пророки – это в высшей степени надежные, порядочные и находящиеся на особом положении люди. Даже неверующие испытывают к ним чувство безграничного доверия. Качество надежности, присущее пророкам во всех жизненных ситуациях, более всего выражает их свойство быть верными словам Божественных откровений и сообщать людям все предписания и запреты Всевышнего Аллаха в том виде, в каком они были переданы им Господом…

Всевышний Аллах поручает почетную миссию пророка только благонадежным во всех отношениях верным рабам своим, а не коварным и вероломным людям. В Священном Кyр`ане сказано:

أُبَلِّغُكُمْ رِسَالاتِ رَبِّي وَأَنَاْ لَكُمْ نَاصِحٌ أَمِينٌ

«Я [только] доставляю к вам послания от вашего Господа, и я для вас надежный советчик» (Сура «Аль-Араф», 68)

И еще в Священном Кyр`ане сказано (см. также «Аш-Шуара», 125, 143, 162, 178; «Ад-Духан», 18):

إِنِّي لَكُمْ رَسُولٌ أَمِينٌ

«Воистину, я посланник к вам, достойный доверия» (Сура «Аш-Шуара», 107)

Язычники нарекли Посланника Аллаха ﷺ именем Мухаммаду’ль-Амин, и оно никогда не сходило с их языка (Ибн Сад, I, 121, 156). Они доверяли ему, и именно у него, а не у своих последователей они спокойно оставляли свои вещи на хранение.

И даже в тот момент, когда Посланник Аллаха ﷺ собирался совершить хиджру, у него было много вещей, данных ему на хранение. Наш Пророк ﷺ, невзирая на смертельную опасность, оставил Али (радыйаллаху анху) в Мекке для того, чтобы он раздал эти вещи владельцам.

Качество самого надежного человека приобрело значение второго его имени. Люди в Каабе, где он исполнил роль третейского судьи, увидев его, обрадовались и воскликнули: «Идет Аль-Амин!» Доверяясь ему во всем, они обратились к нему за советом. Точно так же, как сахабы, которые посвятили ему свои жизни и все, что у них было, так же и враги Посланника Аллаха, посягнувшие на его жизнь, не сумели сказать ни единого слова против надежности Посланника Аллаха ﷺ.

В той же мере, как надежны пророки, надежен и Джабраил (‘алейхис-салам), принесший им Божественные послания – уахий.

Всевышний Аллах изволил сказать:

إِنَّهُ لَقَوْلُ رَسُولٍ كَرِيمٍ ذِي قُوَّةٍ عِندَ ذِي الْعَرْشِ مَكِينٍ مُطَاعٍ ثَمَّ أَمِينٍ

«Воистину, это (т. е. Кyр`ан) — слова посланца благородного, обладателя силы при Властителе Трона, могущественного, того, кому повинуются ангелы, и достойного доверия» (Сура «Ат-Таквир», 19-21)

Так, Божественное откровение – уахий – при содействии Амина, находившегося на небесах, было ниспослано и передано Амину, находившемуся на земле.

 

Фатанат – интеллект, проницательность

Пророки превосходят людей во всех отношениях, особенно в части интеллекта, ума и интуиции. Они обладают великолепной памятью, высокой познавательной способностью, сильной логикой и умением убеждать. Интеллект, проницательность, т.е. фатанат – это не просто ум и логичность мышления. Это сверхгениальная степень чувственного восприятия. Это свидетельство интуиции, дальновидности, прозорливости интеллекта, связанного с сердцем. Каждый пророк должен обладать таким превосходным интеллектом для того, чтобы суметь безукоризненно исполнить возложенную на него миссию. В противном случае, он не смог бы приводить веские аргументы, а также убеждать и переубеждать людей. Пророки с легкостью умеют разрешать самые сложные и запутанные проблемы. Объясняя различные темы, они говорят с кажущейся простотой, и их слушатели при этом не испытывают никаких затруднений при усвоении сказанного, несмотря на разницу в уровнях их восприятия и познавательной способности.

Это качество проявлялось у каждого Пророка по-разному, но оно всегда было присуще Посланнику Аллаха ﷺ. Он, продемонстрировав несравненный образец интеллекта и дальновидности, с легкостью разрешил проблему, возникшую, как мы рассказывали ранее, в Каабе, предотвратив таким образом опасность возникновения войны.

Его сметливость, прозорливый ум, продемонстрированные им во время сражений во имя Ислама, при заключении мирных договоров и, особенно, его дальновидность при заключении Худайбийского перемирия. Его бескровное, мирное завоевание Мекки, благодаря которому ее жители обрели путь истинной веры – хидайя. Его великолепная тактика и принцип справедливости, которых он придерживался в Хунайне, Таифе. Все это есть признаки присущего ему невиданного и непостижимого уму человека дара предвидения. И каждый мусульманин, сделав правильный вывод, должен использовать дарованный ему Аллахом как милость ум с наибольшей пользой, как для себя, так и для окружающих его людей.

 

Таблиг – сообщение, извещение

Пророки сообщают людям Божественные предписания в том виде, в каком их ниспосылает Им Аллах, ни больше, ни меньше. Таблиг — это самое главное свойство Пророков. В Священном Кyр`ане сказано:

يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ وَإِن لَّمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ

«О посланник! Передай, что ниспослано тебе от Твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то ты не выполнишь обязанности посланника Его» (Сура «Аль-Маида», 67)

Пророки, выполняя миссию оповещения, сообщая истины Аллаха, встречались с различными трудностями на своем пути, но они никогда не шли на компромиссы. Их жизни полны событий, носящих поучительный, назидательный характер. Пророк Мухаммад ﷺ дело призыва людей к Исламу начал с самых близких ему людей. Он действовал согласно условиям времени и места, учитывал душевное состояние и степень способностей своих собеседников, соблюдал принцип постепенности, используя любой удобный случай. Он никогда не принуждал, всегда облегчал усвоение людьми истины Аллаха, всегда обнадеживал, радовал их радостными известиями и никогда не пробуждал в них чувства антипатии.

Посланник Аллаха ﷺ, посвятивший всю свою жизнь делу сообщения истины об Исламе, в своей «Прощальной проповеди», обращаясь к сахабам, спросил у них: 

«Сумел ли я выполнить свою миссию по сообщению истины Аллаха?»

Получив утвердительный ответ, он, с чувством радости от выполненного им долга, произнес:

«О мой Аллах! Засвидетельствуй!»

Все мусульмане, в меру своих способностей, должны придерживаться тех же методов сообщения истины Аллаха, коих придерживался Посланник Аллаха ﷺ. Ибо сообщение этой истины – это обязательный долг (фард) каждого мусульманина (См. «Али Имран», 104, 110).

Наш Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 «Если кто-либо из вас увидит зло, то пусть исправит его собственноручно. Если у него не хватит сил, пусть устранит его при помощи слов, а если у него не хватит сил и на это, пусть возненавидит это зло сердцем своим. А это – самый слабый (способ разрешения проблемы в религии)» (Муслим «Иман», 78)

Если в обществе не будет личностей, предписывающих честность, порядочность, добро и предохраняющих от (совершения) зла, то мерзкие дела со временем войдут в привычку и станут нормой. Зло, не являющееся препятствием вначале, может превратиться в непреодолимое препятствие. Некоторое время спустя добро и зло смешаются друг с другом, правда исчезнет, а люди забудут об Аллахе. А в итоге – гибель всего общества. И для того, чтобы избавиться от такого ужасного конца, следует уделять большое значение делу сообщения истины.

 

Исмят – целомудрие, безгрешность

Пророки далеки от совершения явных и тайных грехов. Благодаря этому своему качеству они были избавлены от многобожия и идолопоклонничества, от ширка как до своего пророчества, так и в период пророческой миссии. И невозможно представить себе, чтобы они могли бы забыть об этом или войти в заблуждение, сообщая людям Божественные откровения – уахий. Если бы пророки не обладали таким качеством целомудрия и безгрешности, как исмят, то было бы невозможно поверить в истинность и правоту сообщенных им посланий Аллаха. А это могло бы бросить тень на такое их особое качество, как право быть свидетелями Аллаха на земле.

Согласно точке зрения суннитов, пророки никогда не совершают больших грехов. И даже если по ошибке или по недоразумению, а также по причине ряда сокровенных, мудрых смыслов, они и совершают мелкие проступки – залля, то Всевышний Аллах не оставляет их без внимания. Он немедленно ниспосылает предостерегающие аяты с целью исправления их. Эти мелкие проступки, называемые «залля», — есть невольные человеческие оплошности. И они даны для того, чтобы пророки также могли почувствовать беспомощность перед Всевышним Аллахом и не забывали бы, что они также являются людьми. Кроме того, Всевышний Аллах таким образом предотвращает возвеличивание пророками самих себя.

Пророки находятся в таком положении, что они обязаны демонстрировать образцы поведения, которым следует подражать. В противном случае, люди стали бы придумывать всякие уловки для того, чтобы не следовать предписаниям и запретам Всевышнего Аллаха, выдвигая в качестве аргумента следующие слова: «То, что повелевают нам пророки, выше наших сил».

Тем недальновидным людям, которые, не принимая во внимание это, думают, что Пророки должны быть ангелами, Священный Кyр`ан отвечает так:

قُل لَّوْ كَانَ فِي الأَرْضِ مَلآئِكَةٌ يَمْشُونَ مُطْمَئِنِّينَ لَنَزَّلْنَا عَلَيْهِم مِّنَ السَّمَاءِ مَلَكاً رَّسُولا

«Отвечай [Мухаммад]: «Если бы (не люди, а) ангелы спокойно ходили по земле, то Мы отправили бы к ним посланником ангела» (Сура «Аль-Исра», 95)

وَمَا جَعَلْنَاهُمْ جَسَداً لَّا يَأْكُلُونَ الطَّعَامَ وَمَا كَانُوا خَالِدِينَ

«Мы не сотворили их (т. е. посланников) телами, не потребляющими пищу (ангелами), и не были они бессмертными» (Сура «Аль-Анбийя», 8)

С другой стороны, пророки обязаны быть образцами для подражания еще и для того, чтобы их общины не совершали подобных ошибок, а в случае совершения ими ошибок знали бы, как им следует действовать.

Предводитель Пророков Мухаммад Мустафа ﷺ обладал абсолютно всеми известными и неизвестными нам качествами предыдущих пророков. Он обладал непревзойденно высокой нравственностью и благородством духа. Священная жизнь Посланника Аллаха ﷺ подобна бескрайнему морю, а жизни остальных пророков – реки, вливающиеся в него.

Кроме пяти присущих всем пророкам качеств, есть еще три великих свойства, которые присущи лишь Посланнику Аллаха Мухаммаду ﷺ:

1) Наш Посланник Аллаха ﷺ – самое любимое творение Аллаха, Хабибуллах. Он предпочтительнее всех пророков у Всевышнего Аллаха. Он самый почетный представитель рода человеческого.

2) Пророк Мухаммад ﷺ послан всем людям и джиннам. Он Расулу’с-Сакаляйн. Принесенный Им Закон Божий будет жить в веках до наступления Судного Дня. Остальные же пророки были посланы для конкретного, определенного периода времени, для некоторых определенных народов.

Поэтому чудеса этих пророков охватывают лишь время их пророчества, а чудеса Посланника Аллаха ﷺ распространяются на все времена. Особенно это касается Священного Кyр`ана, данного ему как величайшее чудо, которое будет жить вечно в неприкосновенном, подлинном своем виде, без искажений смысла и изменений в тексте.

3) Наш Пророк ﷺ – самый последний из посланных Аллахом пророков, Хатаму’ль-Анбийя. Кроме того, Посланнику Аллаха в Судный День будет предоставлена особая степень «Макам Махмуд» и право великого заступничества. Поэтому он – Пророк Милосердия, который во время Сбора для Отчета будет защищать грешников своей общины. И заступничество его будет принято Всевышним Аллахом… (См. Бухари «Таухид», 36).

Род людей, который взял свое начало с семьи Пророка Адама (‘алейхис-салам) и жены его Хаввы, для того, чтобы жить в атмосфере религии, покоя и счастья, сделал Каабу, расположенную в нынешней Мекке, храмом, местом богослужений. Заселившие ее окрестности потомки Адама наставлялись, время от времени, на путь истины пророками и, таким образом, оставались верными Божественным истинам и продолжали жизнь в религии. Ибо, начиная со времен Пророка Адама (‘алейхис-салам), Божественные истины искажались некоторыми невежами. Однако Всевышний Аллах, последовательно направляя пророков и устраняя эти искажения, заново воскрешал и оживлял религию. Так общество людей избавилось от личных и общественных кризисов.

Наконец, наступил «век счастья» («аср саадат»), подобный предвечерней молитве, и вместе с приходом Господина Миров Пророка Мухаммада Мустафы ﷺ в мир религиозная жизнь там, где она впервые зародилась, достигла последнего пика своего совершенства и своей зрелости. Отныне, после того, как сформировалась совершенная религия Ислам, невозможно представить себе что-либо более совершенное. Ибо воскрешение и оживление религии, происходившее благодаря направлению пророков, завершилось посланием Пророка Мухаммада ﷺ. А религией, одобряемой Аллахом, стал Ислам.

 

Шейх Осман Нури аль-Ханафи, из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ — Мекканский период», стр. 189-207

По материалам: http://islamdinr.ru/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: