КАК МУСУЛЬМАНЕ ДОЛЖНЫ ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Принято считать, что Ислам запрещает верующим планирование своей деятельности на долгие годы вперед, ведь Аллаh уже все решил за нас?! Мусульманам остается, смирившись с предопределением, ждать, пока с нами произойдет то, что предначертано свыше. Однако не надо забывать, что Ислам учит нас совершенно другому, нам был дан выбор и планирование своих действий является сунной нашего Пророка ﷺ.

Принято считать, что Ислам запрещает верующим планирование своей деятельности на долгие годы вперед, ведь Аллаh уже все решил за нас?! Мусульманам остается, смирившись с предопределением, ждать, пока с нами произойдет то, что предначертано свыше. Однако не надо забывать, что Ислам учит нас совершенно другому, нам был дан выбор и планирование своих действий является сунной нашего Пророка ﷺ.

И на рубеже 2017 по григорианскому календарю года каждый мусульманин должен поставить перед собой благие цели и постараться их достичь.+

Величайший из людей и последний божий посланник, пророк Мухаммад ﷺ, прекрасно понимал цель своей пророческой миссии, ставил перед собой задачи, решал их с дозволения Аллаhа, и учил этому своих сподвижников. Такой же была роль всех 25 пророков, упомянутых в Священном Кyр`ане — это призыв общества к поклонению Аллаhу.

«Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями. Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены» (Кyр`ан 6:48).

«Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Кyр`ан 21:25)

Первые поколения мусульман, так же внемля заветам Божьего посланца, понимали, что требуется от них, и каким образом будет происходить ее реализация. Современные же мусульмане смутно представляют свою цель, задачи и их исполнение, а будущее исламской уммы покрыто туманной дымкой, которая мешает общине ориентироваться и достигать целей, которые поставил перед нами Ислам.
По словам Авраама Линкольна: «Правильно поставленная цель – половина успеха», в действительности, после помощи Аллаhа, единственным верным действием является постановка реалистичной цели. Благая цель, подкрепленная правильным намерением, позволят мусульманской умме двигаться вперед, достигать ее и строить новые планы.
К сожалению, мусульманская община не однородна, в ней нет единого лидера, сплоченности. Пророк Мухаммад ﷺ сообщил нам о том, что община мусульман расколется на 73 группы. Каждая из этих групп мусульман считает себя на истине и ставит перед собой те или иные цели, некоторые из которых, в корне противоречат тем целям, которые оставил наш любимый пророк Мухаммад ﷺ.
Аллаh говорит в Кyр`ане:

«Но люди разошлись во мнении относительно истинной веры. Среди них были те, кто уверовав, пошёл по прямому пути, и те, кто не уверовав, впал в заблуждение и стал рабом своих страстей и прихотей. И так они раскололи религию на толки и разделились на различные враждебные группировки. Каждая группа ликует от того, чему она следует, думая, что это единственно истинная вера» (Кyр`ан 23:53)

В то время, когда пророк Мухаммад ﷺ был вместе с общиной, не было мнений, кроме мнения Аллаhа и не было решений, кроме решений пророка. Сегодня община ислама нуждается в объединении и совместной постановке общих целей.
Аллаh говорит в Кyр`ане:

«Держитесь все вместе за религию Аллаhа, не разделяйтесь и помните милость Аллаhа к вам: ведь до ислама вы были врагами друг другу, а Он сблизил ваши сердца благодаря исламской религии, и вы стали братьями, любящими друг друга. Вы были неверными и разделёнными — на краю пропасти геенны огненной, а Аллаh спас вас оттуда, направив вас по прямому пути ислама. Такими прекрасными знамениями Аллаh объясняет вам путь к благу, чтобы вы продолжали идти по Его благочестивому пути» (Кyр`ан 3:103).

Мусульманскую умму постиг порок следования за страстями и беспечности, современные мусульмане стали поступать не так, как велел им их Господь, а так как они считают нужным. Многие вопросы, в которых препираются друг с другом представители последней небесной религии, второстепенны и не являются краеугольными камнями религии. Что же может заставить умму сплотиться и следовать «пути Аллаhа» ставя перед собой правильные цели? Ответ очевиден: любовь к Аллаhу и его последнему посланцу!
Аллаh в Кyр`ане, обращаясь к своему Пророку ﷺ и мусульманам, говорит:

«Скажи им: «Если вы искренне любите Аллаhа и желаете, чтобы Он вас любил, то следуйте за мной в том, что я вам приказываю, и не делайте того, что я вам запрещаю. Ведь я передаю ниспосланное мне Писание Аллаhа. Аллаh будет за это вас любить и простит все ваши прегрешения. Поистине, Аллаh — прощающий, милосердный к Своим рабам!»» (Кyр`ан 3:31).

Как Пророк ﷺ достигал поставленных целей

Из сунны пророка Мухаммада ﷺ, который является для нас примером, становится очевидно, что Посланник Аллаhа ﷺ и его сподвижники не предпринимали серьезных действий, тщательно не спланировав их и не предусмотрев возможные последствия. Наглядное планирование действий демонстрирует поэтапное осуществление безукоризненного плана по призыву курайшитов к принятию Ислама и отказа от многобожия.
Первыми, к кому пророк обратился с призывом после своей супруги Хадиджи, был круг его ближайших родственников и друзей. Это те люди, которые впоследствии вошли в историю Ислама как «опередившие (из числа первых)»
В Кур`ане о них сказано:

«Теми, которые первыми уверовали в ислам, из переселившихся сподвижников-ансаров, и теми, которые следовали за ними, совершая добрые дела, — всеми ими Аллаh доволен и воздаст доброй наградой, и они довольны Им и рады тому, что Он им уготовил. Им — сады, где внизу текут реки и где они вечно пребывать будут. Это и есть великая удача!» (Кyр`ан 9:100)

После обращения в ислам первой группы сподвижников, следовали три тяжелых года тайного призыва, которые представляли собой тайные встречи в доме аль-Аркама. В этот период Аллаh укрепил мусульман принятием Ислама Умаром аль Хаттабом и дядей пророка – Хамзы, да будет доволен ими Аллаh.
В следующем этапе Пророк ﷺ приступил к призыву знатных и богатых курайшитов. Затем призыв пророка вышел за пределы Мекки, начав призывать паломников, жителей Таифа, Медины и Абиссинии, что способствовало зарождению и укреплению исламской общины в Медине.
И на каждом из этих промежутков Посланник Аллаhа ﷺ не отступал от той группы, на призыве которой он был сосредоточен, не перескакивал с этапа на этап, не забегал вперед в надежде быстрее увидеть плоды своего призыва. Наоборот, он доводил каждый этап до своего логического завершения и не приступал к следующему, пока не был исполнен, в совершенстве, предыдущий.
Сам Всевышний учит Пророка ﷺ поэтапному ведению призыва:

«И Коран Мы разделили на отделы, чтобы ты читал его людям с расстановками, для того Мы ниспосылали его разновременными посланиями» (Кyр`ан 17:106).

Еще одним ярким примером из практики планирования Посланника Аллаhа ﷺ является переселение в Медину. До переселения его вместе с Абу Бакром был составлен детальный план скрытного ухода из Мекки. Ночью Посланник Аллаhа ﷺ уложил вместо себя на свою постель Али бин Абу Талиба вышел из дома, читая 9 аят суры «Йа син» и, уповая на Аллаhа, прошел через ряды курайшитов, подкрадывавшихся к его дому с тайным замыслом убийства, затем вместе с Абу Бакром через заднюю дверцу его дома тайно покинул Мекку.
И отправился в совершенно обратную сторону от Медины – в сторону Йемена, чтобы запутать преследователей. И шел Посланник Аллаhа ﷺ босиком и на цыпочках, чтобы не оставлять следов. И лишь после всего этого они повернули в сторону Медины и укрылись в горной пещере.
Для чего посланник Аллаhа ﷺ планировал свои действия и шел на все эти хитрости, отвлекающие маневры, зачем до мелочей прорабатывал и обсуждал со своим сподвижниками каждый шаг? Ведь он мог бы, как и некоторые сегодняшние мусульмане сказать: «Зачем прикладывать к чему-либо усилия, зачем планировать, если Аллаh и так все предопределил за нас. Что предначертано – то и будет, а что не предначертано – то минует».
Однако Аллаh Всевышний требует от нас, чтобы мы для достижения предопределенного Им прикладывали усилия, создавали объективные причины для изменений в нашей жизни.
Ведь Всеблагой Аллаh сказал в Кyр`ане:

«Поистинне Аллаh не меняет положения людей до тех пор, пока они сами не изменят себя» (Кyр`ан 13:11).

А пророк Мухаммад ﷺ обратился к проявляющему чрезмерность в необоснованном уповании на Аллаhа такими словами: «Сначала привяжи верблюда и затем уповай на Аллаhа!»
Эти аяты и хадисы являются очевидным доказательством необходимости обязательного людского усердия для того, чтобы Аллаh в итоге даровал нам успех и победу в наших делах.

Основные жизненные цели Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ прекрасно понимал, что он был послан как последний пророк ко всему человечеству, а это предъявляло его призыву, в отличии от других пророков, которые были ограничены временными и территориальными рамками, особенные требования. А именно старание повсеместного распространения на всех континентах и неимение права на ошибку.
Для этого Пророком ﷺ при жизни было отправлено большое количество послов ко всем правителям крупных империй и государств, а так же к различным старейшинам племен и народностей. Направляя свое послание, через своих сподвижников, он учил их стратегическому мышлению.
Так, Посланник Аллаhа ﷺ, направляя Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллаh, для распространения Ислама в Йемене, предписал ему действовать по детально проработанному долгосрочному плану, сказав: «Ты придешь к народу, относящемуся к людям Писания. Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаhа. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллаh обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллаh обязал их богатых делать пожертвования в пользу бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетенного, ибо между ней и Аллаhом нет преграды».
Некоторые невежественные мусульмане, совсем позабыв, о диалоге Муаза ибн Джабаля и пророка Мухаммада ﷺ предлагают распространять Ислам на территориях тех стран, которые не были мусульманскими, не учитывая культурных и национальных традиций народов живущих на этих территориях. Выдвигать невозможные идеалистические требования — это утопия, от которой предостерегал Муаза божий пророк ﷺ.
Более долгосрочным примером стратегического планирования является история покорения мусульманами Персии и Византии. На их поочередное поражение было указано самим Посланником Аллаhа ﷺ. А уже праведные халифы и их полководцы, исходя из этих стратегических целей исламской уммы, сами разрабатывали и находили наиболее эффективные пути их достижения.
Мусульмане первых поколений не сидели, сложа руки и надеясь, что об исламе мир узнает сам собой. Наоборот, мусульмане прилагали неимоверные усилия к достижению этих стратегических целей, начертанных для них на далекую перспективу провидением самого Аллаhа. Сподвижник пророка Мухаммада ﷺ Укба ибн Нафи, да будет доволен им Аллаh, посетил все уголки Северной Африки, благодаря чему ислам приняли население территорий современных Алжира, Туниса и Марокко. Амр ибн ас, да будет доволен им Аллаh, распространил влияние мусульман в современном Египте. А сколько сподвижников, имена которых не дошли до наших дней пешком уходили, оставляя семья и детей, с единственной целью – распространить религию Аллаhа.

Время действовать

Торжество Ислама, повсеместное распространение Божьего слова, возрождение исламской науки и культуры, застой, упадок и полный крах – то, что предписано Всевышним Аллаhом и предсказано посланником. То, что мы переживаем сейчас, очень похоже, по своей сути на ранние этапы пророческого призыва. Мы должны извлекать из жизни и поступков Пророка ﷺ для себя урок, сопоставляя факты, о которых мы порой забываем. И это время не для отсиживания и отдыха, мусульмане не должны в полном бездействии, пассивно ожидать свершения, предначертанного Аллаhом.
Аллаh и нам и поколению сподвижников, указал через божьего посланника долгосрочные стратегические цели исламского призыва. Теперь наша обязанность, взяв эти цели в качестве ориентира, разработать детальный план их достижения.
Мусульманам сплотившись, следует заново учиться усердию и самоотверженности ради Аллаhа. Мусульмане должны совершенствоваться морально и поскорее решить внутренние проблемы, обязаны овладеть самыми последними достижениями всех точных, естественных, гуманитарных и обществоведческих наук для того, чтобы на достойном уровне, от имени ислама говорили образованные и уважаемые люди.
Мусульмане должны перестать бояться строить планы на будущее связанные с семьей, детьми, учебой, работой, строительством дома или поездкой в хадж. Каждый из нас должен вознамериться совершить как можно больше благого, для этого следует предпринимать все возможные усилия для развития полезных общественных и социальных проектов и побуждать к вышеперечисленному других.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал, означающее: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллаh запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллаh запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и более добрых дел» (Бухари).
Пользуясь случаем, можно построить план благих мероприятий на год вперед. Задай себе следующие вопросы:
— Какой объем из Кур`ана ты сможешь выучить за год?
— Сколько страниц перевода Корана ты сможешь прочесть?
— Сколько хадисов ты выучил или изучил их смысл?
— Сколько раз ты прочитал Кур`ан от и до в течении года?
— Сколько книг ты прочитал в прошлом и сколько планируешь прочитать в этом году?
— Какие положительные качества ты приобрел?
— Какие личные успехи были достигнуты за прошлый год?
Уважаемые братья и сестры, если большинство ваших ответов отрицательные, вам следует со скорбью по неиспользованному шансу проводить 2016 год. И заранее следует готовить расписание благих дел на 2017 год, чтобы будущий год принес вам больше пользы для вашей религии и мирской жизни.
Мусульманская умма должна понять, что планирование является неотъемлемой частью пророческого пути, а значит и нашего. Не нужно забывать, что мы можем предложить человечеству принципиальный новый вектор развития, который принесет с собой великое благо. Эти возможности, дарованные Аллаhом каждому из нас, здесь и сейчас, в этом году, непременно должны быть реализованы и должны принести довольство Аллаhа и нас самих.
Рафис Сайфуллин

По материалам: http://www.info-islam.ru/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: