КАК УКРЕПИТЬ УПОВАНИЕ НА АЛЛАХА

Каждый человек приходит в этот мир по воле Аллаhа, при этом его жизнь предопределена, записана и утверждена самим Аллаhом. У каждого из нас – уникальный путь, своя особая траектория движения в пределах этого временного пристанища; но в любом случае, у всех она полна преград и испытаний, прегрешений и милостей.

Для мусульман слова шахады «ля иляhа иллялаh», утверждающие, что нет божества, кроме Аллаhа, это не просто выражение убежденности, они воплощают саму сущность мусульманина.
«Уповайте на Аллаhа, если вы являетесь верующими» (Кyр`ан, 5:23, смысл).

Когда мусульманин проговаривает первую часть шахады, или свидетельства веры у мусульман, он заявляет о своей полной покорности воле Аллаhа по той простой причине, что, кроме Аллаhа, больше нет божества, достойного поклонения.
На первый взгляд, в этом нет ничего сложного: достаточно только отказаться от поклонения идолам, не подчиняться никакой другой религиозной системе и т.д.
К сожалению, человек легко поддается искушению и может переключиться на другие формы поклонения, например, карьере, деньгам, власти, даже отношениям или славе. Когда это случается, в качестве объекта поклонения выбирается то, что так или иначе направлено на достижение мирских радостей, и, вместо того чтобы своей жизнью стремиться снискать довольство Аллаhа, человек открыто сосредотачивает все внимание на предмете своей страсти.

«…довольно того, что твой Господь наставляет на прямой путь и помогает» (Кyр`ан, 25:31, смысл).

Человек, который забывает веру в Единого Бога, на крутых поворотах жизни легче впадает в скорбь и даже клиническую депрессию.
В то время как верующий помнит: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом» (Кyр`ан, 9:51, смысл)

Такой человек понимает, что в жизни всегда есть вызовы, данные ему для осмысления. При этом каждый вызов рассчитан именно на его уникальные обстоятельства, окружение, личностные качества, физическую, психологическую и духовную силу.
Несправедливость начальства, бездетность, сложный экзамен, разрыв с другом, страшная болезнь, атака на мечеть, потеря любимого человека — тот, кто имеет таваккуль (полное упование на Аллаhа), сумеет пережить трудную ситуацию в более позитивном ключе по сравнению с тем, у кого нет такого доверия ко Всевышнему.
К достижению таваккуля ведут разные пути. И даже если вы уверены в своем уповании на Аллаhа, подкрепить его никогда не помешает

Размышлять и плакать в скорби

Ни один человек в своей жизни не может избежать печали. Однако ислам предлагает облегчение в скорби и унынии через обращение к Аллаhу за силой и терпением.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что оплакивал смерть своего сына Ибрагима, так как слезы присущи человеческой природе.
«За каждой тягостью наступает облегчение», — напоминает Кyр`ан (96:6, смысл).

Слезы, источаемые глазами и сердцем, — от Аллаhа, так как они искренни. Слезы приносят облегчение, не позволяя отрицательным эмоциям превратиться в саморазрушительный гнев или ожесточенность, которые в итоге уничтожают таваккуль.
Однако одних только слез недостаточно, если они не сопровождаются умудряющими размышлениями. У истинно верующего каждая слезинка на счету Аллаhа, но всепоглощающая скорбь ведет к затяжной депрессии, опасной уничтожением личности

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (Кyр`ан, 2:152, смысл).

Таким образом, в скорби мусульманину следует поминать Аллаhа: это могут быть дуа, молитвы (например, истихара – молитва о наставлении), зикр (постоянное поминание Аллаhа). Тем, кто проявит твердость и терпение в скорби, Аллаh обещает утешение и покой.
Если некоторые молитвы благоприятнее совершать в определенное время дня или ночи, то дуа и зикр не имеют временных рамок и помогают поддерживать отношения с Аллаhом, не отрываясь от повседневных дел.
Сказано, что Аллаh больше всего думает о тех, кто думает о Нем, поэтому поминание Аллаhа в трудные моменты жизни укрепляет веру в то, что с каждым испытанием дается и вознаграждение.
Помните, что любая человеческая потеря предначертана Аллаhом и в большинстве случаев вознаграждается чем-то лучшим, — особенно это касается терпеливых — и Аллаh знает лучшем

Владеть ситуацией и планировать следующий шаг

Хотя таваккуль означает полное упование на Аллаhа, когда перед мусульманином возникает какой-то вызов, он должен планировать дальнейшее развитие событий.
В гневе отступить, разочарованно опустить руки — во многих ситуациях это равносильно поражению. Аллаh любит тех, кто сам себе помогает, кто работает над собой и постоянно стремится к достижению целей и преодолению проблем ради Аллаhа.
Контроль над ситуацией позволяет понять, почему возникло то или иное препятствие. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «Того, кому Аллаh желает добра, Он подвергает испытаниям» (ат-Тирмизи).
Таким образом, верующий мусульманин умеет сам выбраться из трудностей и конструктивно воспринимает ситуацию. Он задает себе конструктивный вопрос: почему это со мной случилось? Если я допустил какие-то ошибки, которые разгневали Аллаhа, то как мне покаяться? Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И что мне делать теперь, чтобы угодить Аллаhу? Чему меня учит эта проблема? Как мне стать лучшим мусульманином ради Аллаhа?
Покаяние – большое дело для тех, кто уповает на Аллаhа. Оно позволяет признать свои прегрешения и слабости и познать величие милости Аллаhа. Покаяние очищает сердце верующего и позволяет ему идти дальше

«Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (Кyр`ан, 71:10-12, смысл)

Некоторые предпочитают записать свои мысли, чтобы взглянуть на проблему со стороны. Таким образом, они дают себе рассмотреть свои страхи и тревоги и даже находят решение проблем. Другим преодолеть негативные эмоции и построить планы на будущее помогает обращение к семье и друзьям.
Так или иначе, мусульмане должны помнить, что при всех их планах только Аллаh может определить исход, и этот исход – наилучший для человека в конкретный момент.
«Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаhа, ведь Аллаh любит уповающих» (Кyр`ан, 3:159, смысл).

Вместо того чтобы просить у Аллаhа выполнения определенного замысла, верующий мусульманин, исполненный упования на Аллаhа, должен просить Его даровать ему наилучший исход. И даже если награда кажется незначительной, тем, кто терпелив, Аллаh обещает Рай — и действительно, нет ничего, что могло бы сравниться с такой наградой.

Жить моментом, ибо момент скоротечен

«…возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных» (Кyр`ан, 7:144, смысл).

Упование на Аллаhа также означает заботу о себе.
Мусульманину следует окружать себя позитивными людьми, предпочтительно теми, кто имеет сильную личную связь с Аллаhом.
Кроме того, мусульманину, стремящемуся к высшей степени таваккуль, следует заниматься тем, что ему больше всего по душе, при условии, что это не противоречит учению ислама. Это дает человеку счастье и позитивную энергию, и таким образом способствует его отвлечению от проблемы здоровыми средствами. Это помогает постоянно помнить о благословениях Аллаhа и благодарить за них – даже если это стакан воды, потому что именно Аллаh, дает нам этот стакан – вместо того, чтобы тревожиться из-за каждой мелочи в жизни.
Это напоминает об одном из ключевых свойств нашего земного существования: оно преходяще и состоит из определенного числа мгновений – своего для каждого человека.

Зачем тратить время на грусть и депрессию, если можно ощущать радость, счастье и благословения Аллаhа? Проблема или препятствие рано или поздно останутся позади, время и терпение принесут исцеление, но с правильным отношением и ощущением таваккуль даже самое тяжелое бремя становится легче и представляется в более позитивном свете

«Аллах установил меру для каждой вещи» (Кyр`ан, 65:3, смысл).

Есть много способов жить моментом, нимало не сомневаясь в том, что Аллаh поможет тому, кто помогает себе.
Можно расходовать время на дела милосердия и помощь нуждающимся; поговорить с ученым и узнать, как укрепить свой иман; спросить совета у тех, кто попал в схожую ситуацию, и попробовать учесть их ошибки. Хороший мусульманин должен быть щедрым на улыбки, чтобы отпугнуть печаль и сомнения, а также уединяться на какое-то время для размышлений о том, как стать ближе к Аллаhу.

Полная покорность Аллаhу

«Его просят те, кто на небесах и на земле. Каждый день Он занят делом» (Кyр`ан, 55:29, смысл).

Каждый человек приходит на землю по произволению Аллаhа, который имеет для него определенный замысел, причем в этой временной обители человека есть место добру и злу, радости и печали, награде и наказанию, жизни и смерти.
Для описания отношений таваккуль и религии можно использовать метафору головы и тела. Как тело не может существовать без головы, так и религия не существует без таваккуль.
Без таваккуль человек легче склоняется к ширку, повсюду ищет и нигде не находит ответы, умоляет о помощи, негодует на свою судьбу, поддается разрушительным эмоциям и привычкам.
С таваккуль приходит смирение, грусть сочетается с размышлением, планирование – с мудростью и счастьем ради Аллаhа. Обладающие таваккуль всегда помнят, что мир – это временное пристанище, через которое пролегает путь, в конце концов, ведущий в вечную жизнь.
То, как они мыслят и как реагируют на трудности, ниспосылаемые Аллаhом, влияет на то, какими путями они движутся к снисканию довольства Аллаhа и, в конечном счете, Рая.

«…размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (Кyр`ан, 3:191, смысл).

Без таваккуль изречение «ля иляhа иллялаh» теряет смысл, тогда как эта часть шахады воплощает фундаментальный догмат веры мусульман

Источник: /www.islam.com.ua/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: