Какое место занимают в Исламе библейские пророки

Истории пророков занимают важное место в Коране. Иногда они совпадают с библейскими, иногда незначительно отличаются от них, а порой принципиально расходятся с ними. Таким образом Коран, с одной стороны, подчеркивает преемственность вере иудеев и христиан, а с другой, является последним Откровением Аллаха.

Три коранических столпа — это Единобожие, эсхатология (представления о конце света и загробной жизни) и профетизм (пророческое движение). Единобожие и эсхатологию объясняют пророки.

Классические исламские труды выстраивались исходя из мысли, что история человечества — это лишь следствие истории пророков. Мусульманам предписывается верить во всех пророков, не делая различия между ними. В исламском вероучении они занимают важное место, так как именно пророки призваны передавать Слово Всевышнего народам и людям.

Коран упоминает 28 пророков (а общее число посланников Аллаха было 124 тысячи). Первый из них — Адам (алейхиссалям), последний — Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). В большинстве своем исламские пророки известны и в Библии: Енох, Ной, Авраам, Измаил, Исаак, Иаков, Иосиф, Иов, Иона, Моисей, Аарон, Давид, Соломон, Захария, Иоанн Креститель, Иисус Христос и другие.

Среди прочих посланников Аллаха выделяются Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Мария (Марьям) и Иисус (Иса). Они представляются ключевыми фигурами в Коране. Каждый из них предельно точно раскрывает характерную тему, выявляет важнейшие моменты коранической профетологической концепции.

Так, Ибрахиму (алейхиссалям) в Коране отведена важнейшая роль. Он упоминается в 245 аятах и уступает только Мусе (алейхиссалям) — 502 аята. Это две ключевые фигуры Корана, во многом расшифровывающие основное содержание Ислама и призвание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

В Коране Муса (алейхиссалям) — предшественник, прототип и провозвестник великой миссии Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Его призвание реализуется в пророческой парадигме Мусы: Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) действует так же, как Муса; их призвания, их миссии идентичны.

В Коране о последнем Пророке (салляллаху алейхи ва саллям) говорится: «Воистину, Мы послали к вам свидетелем против вас посланника, подобно тому, как отправили посланника к Фир’ауну» (Сура «аль-Муззаммиль», 73 / 15).

Пророк Ибрахим (алейхиссалям) же призван прежде всего раскрыть суть Ислама. Таким образом, его религия — вера мусульман, бог Ибрахима — Аллах. Ключевой аят — средоточие этой темы в Коране: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом, предавшимся [Аллаху], и не был многобожником» (Сура «Али Имран», 3 / 67).

Через пророка Ибрахима (алейхиссалям) Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) в ранних проповедях утверждает духовное родство своей веры с иудейской и христианской духовными традициями. В более поздний период именно через Ибрахима (алейхиссалям) он противопоставляет веру мусульман иудаизму и христианству.

Можно сказать, что религиозная самоидентификация Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) начинается именно с осознания того, что Ибрахим (алейхиссалям) не был ни иудеем, ни христианином, но был уже верующим в Единого Творца. А Единобожие – один из столпов Ислама.

Источник: islamisemya.com


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: