Когда совершается акика?

Первые волосы, появившиеся у ребенка после рождения, называются «акика». По истечению семи дней после рождения ребенка, ему стригут или полностью состригают волосы и дают имя. Затем, в знак благодарности Аллаху за этого ребенка, совершается жертвоприношение-акика. По мнению ученых ханафитского мазхаба, данное жертвоприношение является не сунной или ваджибом, а является мустахабом (поощряемым деянием), потому что почтенная Аиша (да будет доволен ею Аллах!) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершил жертвоприношение акика по истечению семи дней после рождения его внуков Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах!), дал им имя и приказал сбрить им волосы.

Так же в одном хадисе, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!), говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершил жертвоприношение акика для Хасана и Хусейна. На каждого из них он принес в жертву по одному барану и сказал, что одновременно с родившимся мальчиком есть акика. По этой причине принесите в жертву животное и сбрейте волосы у ребенка. Самура ибн Джундаб (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Каждый (рожденный) ребенок, по истечению семи дней (после рождения), является, как бы заложником жертвоприношения акика. После совершения (жертвоприношения акика) необходимо побрить (голову ребенка) и дать ему имя». Этот священный хадис говорит нам, что так же, как необходимо оставлять залог для пользования какой-либо вещью, необходимо совершать жертвоприношение акика для того, чтобы ребенок был хорошим и послушным. Следовательно, если человек, у которого родился ребенок, имеет хорошее финансовое положение, то будет лучше, если он совершит жертвоприношение акика, тем самым получив заслуженную награду от Аллаха. Помимо этого, акика будет способствовать укреплению отношений между близкими людьми.

Во времена невежества, жертвоприношение совершали только если рождался мальчик. При рождении девочки акика не совершалась. С приходом ислама порядок совершения акика изменился. Как передает Умму Курс (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если родится мальчик, то для него приносится в жертву два одинаковых по возрасту барана, если же девочка, то один». Так как мужчине дана сила, обязанность заботиться о доме, большая ответственность и авторитет в семье, поэтому Аллах повелел приносить для мальчика в жертву двух баранов, а для девочки – одного. Так как эта ситуация опирается на принцип «благословение за данное бремя», то ни о какой несправедливости не может идти и речи. Следовательно, тот, кому Аллах дал материальную возможность, тот должен принести в жертву двух баранов если родится мальчик и одного барана — если девочка. Тому, кто находится в непростом материальном положении дозволяется принесение в жертву по одному барану. Приведем следующее предание. Если человек последует примеру этого предания, то получит награду и тем самым, будет считаться выполнившим свою сунну.

Во времена джахилии кровь жертвенного животного мазали на голову ребенка. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил это делать. Как передает Язид ибн Абду’ль-Музани (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Для новорожденного ребенка нужно совершить жертвоприношение, нельзя задевать ребенка кровью жертвенного животного». Следовательно, нельзя мазать голову ребенка кровью жертвенного животного.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не любил говорить слово «акика», так как оно образовано от того же корня, что и слово «укук», означающее неповиновение родителям. Вместо этого он употреблял слово «насика», которое образовано от корня «нусук», означающее послушание и поклонение. Одновременно с этим, то, что в священном хадисе используется слово акика, объясняется следующим образом: Это было сделано для того, чтобы люди понимали, о чем идет речь, и оно не несет в себе плохой смысл. Таким образом, среди мусульман больше используется слово «акика», а не «насика».

Те же критерии, которые должны быть у жертвенного животного во время праздника Курбан-Байрам, так же должны быть у животного, которое приносится в жертву при рождении ребенка. Правила, касающиеся мяса жертвенного животного, те же. То есть мясо животного, которое было принесено в жертву из-за рождения ребенка, могут кушать как сами хозяева, так же его можно раздать неимущим людям.

Как было сказано ранее в священном хадисе, совершать жертвоприношение акика на седьмой день после рождения ребенка является мустахабом. В этот день сбривать волосы с головы ребенка, давать ему имя, раздавать золото или серебро, эквивалентное весу волос в качестве милостыни, так же является мустахабом. Если жертвоприношение не было совершено на седьмой день, то разрешено делать его в четырнадцатый, двадцать первый или же в другие дни.

Кости жертвенного животного разделяются в тех местах, где они соединены и готовятся в таком виде, с намерением, чтобы ребенок был живым и здоровым. После этого эти кости закапываются в одном месте. Некоторые же улемы говорят, что для того, чтобы уничтожить жадность в ребенке, необходимо, чтобы сломались кости жертвенного животного.

Источник: Islam-Today


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: