МИЛОСЕРДИЕ ПО-ШАРИАТСКИ

У многих шариат ассоциируется с жестокостью, сценами отрубания рук и голов и вообще вызывает только негативные чувства и мысли. Более подробное рассмотрение функционирования шариатских законов вызывает совершенно противоположные ощущения – восторга, успокоения и… просто размышления о том, насколько это мудро и человеколюбиво…

Такую возможность предоставил профессор Джорджтаунского университета Джордж Браун, который написал статью о том, как действует шариат сравнивая его с другими законодательными системами, в частности – с британской. Постараемся изложить некоторые вопросы, связанные в шариатом, проясняющие эту систему и показывающие, что эта система вполне «человечна» и довольно снисходительна, в противовес тому мнению, которое о ней сложилось

Преступления по шариату делятся на два вида – преступления против человека и преступления против Бога. Если преступления против другого человека требуют наказания или компенсации (права другого должны быть восстановлены), то в отношении «преступлений против Бога» используется принцип максимального помилования. Об этом сказано в хадисе: «Избегайте наказания (худуд) для мусульман; если вы найдете выход для человека, отпустите его». Наказание худуд – это наказание за поступки, относимые к категории преступлений против Бога, это грехи, о которых сказано в Кур`ане: прелюбодеяние, некоторые виды краж, бандитизм, разбой.

Повеление Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, ученые позже сформировали в виде шариатского принципа «сомнения устраняют худуд», то есть для того чтобы доказать преступление и назначить за него строгое наказание, нужно устранить все сомнения в том, что это преступление совершено данным человеком. В числе «сомнений» также может быть и отрицание преступником совершения им этого деяния!

Но что делают судьи? Неужели не имея возможность доказать стопроцентную виновность  просто отпускают преступника?… Нет. Вместо строгого наказания в виде побивания плетьми, забивания камнями или казни назначают менее строгое – например, отправление в тюрьму, общественные работы, штраф.

Однако есть и другие препятствия… В Исламе есть такие принципы как «сатр» — сокрытие чужих ошибок, грехов, и принцип непреследования, то есть запрет шпионить за другими, выискивать их недостатки. Отражение этих принципов можно найти в историях, произошедших со сподвижниками. Например, однажды, когда к Абдулле ибн Мас`уду, бывшему в то время правителем Куфы, привели мужчину, с бороды которого капало вино, он не стал его наказывать, а вместо этого сказал: «Нам не велели выискивать ошибки. Если он совершит это открыто, то тогда мы привлечем его к ответственности». Есть также пример с халифом Умаром. Однажды он проходил мимо двора, откуда доносились громкие голоса. Он взобрался на ограду, и увидев мужчину с женщиной распивающими спиртное, сделал им замечание, на что тот мужчина ответил, что в то время, когда он совершил один грех, халиф нарушил несколько запретов:

  • запрет на выискивание недостатков: «О те, которые уверовали! (…) Не следите друг за другом…» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 12)
  • запрет Кyр`ана взбираться на чужие ограды: «Входите в дома через двери и бойтесь Аллаhа»(сура «аль Бакара», «Корова», аят 189)
  • запрет входить в дом без разрешения: «О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей» (сура «ан-Нур», «Свет», аят 27)

Умар согласился с доводами того мужчины и покинул его дом.

Это не просто единичные случаи, а статистика, о которой говорят и историки. Приведем некоторые из этих свидетельств:

  • Шотландский доктор, работавший в Алеппо в середине XVIII века, писал, что за двадцать лет в Алеппо было произведено 6 экзекуций. Кражи были редки, пишет он, и если они случались, то вора били палками по пяткам.
  • Другой известный британский ученый, живший в Египте в середине XIX века пишет, что уже никто не помнит, чтобы наказание худуд (отрубание руки) применялось за кражу в этих землях.
  • В течение тех 500 лет, когда Османская Империя управляла Константинополем, был зафиксирован только один случай побивания камнями пары за совершение прелюбодеяния (сравните с тем, что в колониальной Америке в период с 1608 года по 1785 за различные сексуальные преступления было казнено более 50 человек).
  • Один теолог в Индии Моголов сошел с прямого пути, и стал распутничать. Вечеринки с женщинами и алкоголем стали его обычным времяпрепровождением. Когда полиция в одну из таких вечеринок ворвалась к нему домой, ученый стал бранить их, напомнив о случае с Умаром, который точно так же когда-то нарушил покой другого пьющего, преступив тем самым, запреты Кyр`ана. Полиции, сообщает историк, ничего не оставалась, как только уйти ни с чем. Позже, как сообщают, что этот теолог раскаялся в своем поведении.
  • Знаменитый марроканский путешественник Ибн Баттута пишет, что как-то в Мекке судья приговорил молодого человека к отрубанию руки за кражу, после чего местная молодежь, возмущенная применением столь редко действующего закона линчевала судью.

Запрет на преследование, вмешательство в частную жизнь, принцип максимального снисхождения вызывают вопрос: зачем нужен закон, который не применяется. И здесь профессор приводит уравнение, объясняющее суть этой системы. Согласно этой формуле, если вероятность быть пойманным мизерна, то для создания хоть какого-то сдерживающего эффекта суровость наказания должна быть гигантской. То есть, пугающие наказания используются не столько для применения, сколько для создания сдерживающего эффекта для потенциальных преступников! Если поразмыслить, такая система дает человеку возможность опомниться, покаяться, быть прощенным Всевышним. Ведь в конце концов, только Он имеет полноценное право судить и миловать нас

Помимо всего сказанного, нужно еще учитывать и то, что судья может не назначать наказания вообще, если даже вина преступника доказана. Например, Умар отменил наказание за кражу, которая была совершена в период голода.

Таким образом, мы видим, что шариат, включающий в себя такие суровые наказания как забивание камнями, отрубание руки, битье плетьми и т.д., является довольно гибкой и человечной системой с точки зрения назначения этих мер. Потому что невозможно назначить эти наказания с соблюдением всех условий. Но само существование таких мер может отпугнуть потенциальных преступников и удержать их от совершения греха. Вот такое «милосердие и мудрость по-шариатски».

Источник: muslim.kz

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: