Можно ли давать садака, если имеются долги

Садака (милостыня) – это одно из лучших деяний человека. Передача имущества нуждающимся ради достижения довольства Всевышнего Аллаха с целью получения вознаграждения считается милостыней.

Садака приносит огромную пользу обществу, ибо порождает братство и взаимопомощь среди мусульман. Тех, кто раздаёт садака, Всевышний Аллах размещает под тенью Арша в Судный День, когда нет другой тени.

Что же касается долгов, то человеку первым делом надо стараться избавиться от них. Если наступил срок уплаты долга и кредитор требует безотлагательной выплаты, человек обязан выполнить требования кредитора. Поэтому нельзя тянуть с выплатой долгов, ибо долг не прощается даже шахиду.

От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин Аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يَغْفِرُ اللهُ لِلْشَّهِيدِ كُلَّ شَيْءٍ إِلاَّ الدَّيْنَ

«Всевышний Аллах прощает шахиду всё, кроме неоплаченного долга». (Муслим, 1886)

От Салямата ибн Аква’ (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أن النبي صلى الله عليه وسلم أُتي بجنازة ليصلي عليها فقال: هل عليه من دين؟ قالوا: لا، فصلى عليه، ثم أُتي بجنازة أخرى فقال: هل عليه من دين؟ قالوا: نعم، قال: صلوا على صاحبكم، قال أبو قتادة: علي دينه يا رسول الله، فصلى عليه

«Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принесли тело покойного, и он спросил: «У покойного были долги?» Ему сказали, что не было, и он совершил джаназа-намаз за него. Затем, когда принесли другого покойного, он снова спросил: «У него были долги?» Ему ответили: «Да«. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сами совершите намаз за вашего друга«. Тогда Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я беру на себя его долги, о Посланник Аллаха«. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллах) совершил по нему джаназа-намаз». (Бухари)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُؤْتَى بِالرَّجُلِ الْمُتَوَفَّى عَلَيْهِ الدَّيْنُ، فَيَسْأَلُ: هَلْ تَرَكَ لِدَيْنِهِ مِنْ قَضَاءٍ فَإِنْ حُدِّثَ أَنَّهُ تَرَكَ وَفَاءً صَلَّى عَلَيْهِ، وَإِلَّا قَالَ: صَلُّوا عَلَى صَاحِبِكُمْ فَلَمَّا فَتَحَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْفُتُوحَ قَالَ: أَنَا أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنْفُسِهِمْ، فَمَنْ تُوُفِّيَ، وَعَلَيْهِ دَيْنٌ فَعَلَيَّ قَضَاؤُهُ

«Если Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приносили тело покойного, который имел долговые обязательства, то он спрашивал: «Оставил ли он наследство для выплаты своих долгов?» Если ему сообщали, что он оставил наследство, которого достаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, он совершал по нему джаназа-намаз.

Если нет, то он говорил: «Совершите молитву по своему товарищу«. А когда Аллах помог ему свершить несколько завоеваний, он сказал: «Я ближе к верующим, чем они сами, и если у покойного останутся невыплаченные долги, то я обязуюсь выплатить их за него«». (БухариМуслим)

Тем не менее, не запрещено творить милостыню человеку, у которого есть долги. Об этом подробно рассказал имам Ан-Нававави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх аль-Мухаззаб»:

«Что касается случая, если человек, имеющий долги, пожелает раздать желательную милостыню, то автор (книги Мухаззаб Аш-Ширази), его шейх Абу Ат-Таййиб, Ибн Ас-Саббаг, Аль-Багави и другие учёные обобщили этот вопрос и сказали, что ему нельзя давать в качестве желательной милостыню то, в чём он нуждается, чтобы выплатить свой долг.

Аль-Мутавалли и другие учёные высказали мнение, что это нежелательно (караха). Аль-Маъварди, Аль-Газали и другие сказали, что они не находят это желательным. Ар-Рафи‘и также сказал, что в этом нет желательности.

Предпочтительным же является мнение, что если человек предполагает, что, по всей вероятности, он сможет выплатить свои долги из другого источника, то нет ничего предосудительного в том, чтобы дать милостыню, и это иногда может быть желательным (мустахабб). В противном случае – если такой вероятности нет – творить милостыню такому человеку не разрешается».

Если человек желает раздать милостыню, и в это время наступает срок выплаты долга, а кредитор не даёт отсрочку, он сначала должен выплатить долг, ибо выплата долга является обязанностью, а раздача милостыни является лишь желательным деянием.

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет об этом следующее:

«Согласно наиболее аргументированному мнению, запрещается давать в качестве милостыни то, в чём человек нуждается для выплаты долга, даже если этот долг отсрочен будь это долг перед Аллахом или перед человеком.

Этот запрет действует, если у человека нет надежды своевременно выплатить долг, у которого наступил срок уплаты, и отсроченный долг, когда наступит срок его уплаты, из другого имеющегося дохода. Потому что исполнение обязательного не оставляют ради желательного. Аллах знает лучше».

Далее Ибн Хаджар пишет:

«Если человек полагает, что сможет выплатить долг из другого реального заработка, даже если уже наступил срок выплаты этого долга, то нет ничего предосудительного в том, что он даёт милостыню (садака) в некоторых случаях, имея явный доход, предназначенный для выплаты долга – это даже желательно».

Если перед человеком стоит выбор исполнения обязательного и желательного, то все учёные согласились с тем, что предпочтение отдаётся обязательному. Однако, если кредитор согласен дать отсрочку, то нет ничего предосудительного в том, что должник раздаёт милостыню по возможности.

Из всего вышеприведённого следует, что человеку, который имеет долги, не запрещается давать милостыню (садака), если она не влияет на своевременный возврат его долга. А в случае, когда у человека имеется реальный источник дохода или работа с хорошим окладом и т. п., то ему однозначно разрешается раздавать милостыню.

Муслим Абдулаев

 


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: