Мусульмане Литвы

Литовские мусульмане — сунниты. Не имея собственных теологических школ, проживая столетиями вдали от исламских культурных центров, они поверхностно знали свою религию, но сохранили преданность вере и стремление выполнять предписанное Всевышним. Они, как и другие верующие, строго придерживались и придерживаются главной формулы Ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад — Его Посланник».

Мусульманское население Литвы — преимущественно потомки татар, поселившихся здесь свыше шестисот лет назад. Литовские князья приглашали их для защиты от вторжений крестоносцев и давали татарам-рыцарям земли на границе, рядом с городами и замками.Мусульмане массово селились близ Вильно возле реки Ваки, а также в Лидском, Трокском, Ошмянском, Новогрудском, Брестском уездах и на Волыни.

Князья предоставили татарам полную свободу вероисповедания, различные привилегии, приобретая себе верных воинов. В землях Великого княжества Литовского татары нашли вторую родину, сохраняя все черты своей этнокультуры. Важным фактором поселения мусульман явилось сохранение сословных привилегий, то есть званий эмиров, князей, мурз, а в последующем присвоение шляхетства (дворянства) всем татарам с правом иметь родовые гербы, передаваемые по наследству. Мусульманам разрешили строить новые мечети, татары-дворяне уравнивались в правах с польской и литовской элитой.

Во второй половине XIX – начале XX вв. потомки военных стали выбирать и другие профессии: врачи, адвокаты, ученые, государственные служащие. При этом литовские мусульмане традиционно занимались огородничеством, садоводством, кожевенным промыслом, извозом. Последний даже был монополизирован татарами, которые занимались им вплоть до появления железных дорог. С давних времен ломовые извозчики перевозили грузы и товары на большие расстояния — достигали Кракова, Познани, даже Крыма. Татары-кожевенники с давних времён славились качеством вырабатываемой кожи, которая была мягкой и прочной. Сейчас это ремесло практически исчезло, хотя и сегодня существуют люди, знающие его секреты

Деревня Райжяй считалась литовской Меккой. Стоящий в местной мечети минбар, спасенный в 1889 г. из сгоревшей мечети в деревне Базорай, является очень дорогой реликвией. На нем рукой мастера выведена дата — 1684 г. Перед войной в окрестностях Райжяй проживали более 120 татар. Интенсивной была общественная жизнь мусульман и во временной столице Литвы — Каунасе. Еще в начале XX века на земле, которую местной общине подарил меценат хаджи Александр Ильясевич, решили построить мечеть. Она была открыта лишь 15 июля 1933 года.

Упоминая об известных поселениях мусульман в Литве, нельзя обойти вниманием деревню Сорок татар в Вильнюсском крае. Здесь до наших дней сохранились специфические черты татарской деревни: в ней много улочек, дорожек, для которых характерны пересечения под прямым углом. Ученые предполагают, что такая планировка позаимствована у жителей степи. Сельская мечеть является одной из самых древних в Литве.

Очень много литовских мусульман погибли во время Второй мировой войны, были вынуждены эмигрировать, спасаясь от репрессий, или оказались в ссылке. Советское время принесло полный застой в культурную и религиозную жизнь общины. Командно-административная и колхозная система разрушила устоявшиеся за несколько веков традиции и общественный уклад. Согласно данным 1989 года, в Литве проживали 5100 татар, однако последняя всеобщая перепись населения, проходившая в 2001 году, приводит уже другие цифры: в Литве проживает 3225 представителей татарской национальности.

Сегодня в окрестностях Вильнюса известны лишь две местности, где компактно проживают мусульмане, — деревни Сорок татар и Нямежис, а совсем недавно их было намного больше: Козаклары, Колнолары, Мерешляны, Мелеховцы, Людвиново, Казбеяй (Хазбиевиче), Афиндзевичи, Лукишки, позже вошедшие в черту города Вильнюса. Сейчас эти населенные пункты не существуют либо в них не живут татары. Такая же участь выпала на долю деревень Винкшнупяй Вилкавишкского района, Базорай Алитусского района и еще нескольких других. Сейчас о них свидетельствуют лишь вросшие в землю камни старых могил.

О мусульманской общине всё чаще говорят по радио и телевидению, пишут в газетах. Создан документальный фильм «Я потомок мурз татарских…», который в 2005 году на Первом мусульманском кинофестивале в Казани награждён главным призом за лучший сценарий в категории документального кино. В 2006 году в Тракайском историческом музее была открыта постоянная экспозиция, посвящённая истории литовских татар, весной 2007 г. в Военном музее им. Витаутаса Великого открыта выставка «Литовские татары — воины. В прошлом году общественности представлена книга «Литовские татары в истории и культуре».

Судьба распорядилась так, что литовские мусульмане живут в Литве, Польше и Белоруссии. В последнее время Союз общин литовских татар также сотрудничает со Всемирным конгрессом татар в Казани и Меджлисом крымскотатарского народа.

Источник:  islamisemya.com

 


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: