Мусульманка: права и обязанности

Женщина с точки зрения Ислама — это особое создание Всевышнего, требующее чуткого, сострадательного обращения, уважения и понимания.

Зачастую принято судить о положении женщины в обществе по её равенству или неравенству с мужчиной. В Исламе такая постановка вопроса неправомочна, поскольку оба пола призваны не соревноваться между собой, а дополнять друг друга согласно физиологическим и психологическим особенностям каждого. Поэтому по-разному распределяются обязательства мужчины и женщины в обществе.

Положение женщины в Исламе соответствует её природному предназначению в отличие от современной тенденции, когда она вынуждена самостоятельно принимать решения и брать на себя всю ответственность как за семью, так и на профессиональном поприще, во многих вопросах подражая мужчине.

Такая мнимая независимость, к которой стремятся некоторые современные женщины, обманчива и зачастую ведёт к разрушению основных устоев жизни.

В Коране и Сунне прописаны права и обязанности женщин.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Обязательство по продолжению рода

Ислам наделил мужчину и женщину полномочиями отца и матери с целью продолжения рода: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга…» (Сура «аль-Худжурат», 49/13). Женщина наделена глубиной восприятия, чуткостью, умением сострадать, жертвовать, она имеет право на материнство, ущемлять которое мужчине запрещено.

Быть матерью важно и почётно. «Рай под ногами матерей», — возвестил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Женщина имеет право на достойное обращение к себе со стороны мужчины. Пророк Аллаха говорил: «Вера того мусульманина совершеннее, кто лучше относится к своей супруге».

В Исламе глава семьи — мужчина, он ответственен за неё и обязан обеспечивать свою семью всем необходимым: жильём, пропитанием, одеждой. Женщина может, но не обязана работать.

2. Обязательство по исполнению религиозных предписаний

Женщина обязана выполнять все повеления Всевышнего, оговорённые в Его Книге и приведённые в Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). В Коране сказано: «И ответил им их Господь: «Воистину, Я не пренебрегу ни одним деянием, свершённым кем-либо из вас, мужчиной или женщиной …» (Сура «Али Имран», 3/195).

 

3. Право на получение образования

Женщины имеют право учиться, получать как религиозное, так и светское образование, иметь профессии, например, быть учителями, врачами.

 

4. Право на собственное мнение и свободу высказывания

Мусульманские женщины наряду с мужчинами имеют право публично высказывать собственные суждения. Тому пример в истории Ислама. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) перед тем как принять решение не только в бытовых, но и в государственных делах, порой обращался за советом к своим жёнам.

Современницы Пророка отличились активностью. Они помогали своим мужьям, получали знания, участвовали в обсуждении семейных проблем, в том числе касающихся отношений с мужем. Известен случай, когда женщина беспрепятственно обратилась к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с жалобой на установленное решение. После этого был ниспослан аят, в котором была признана её правота (Суры «аль-Муджадиля», 58/1-4; «аль-Мумтахина», 60/10-12). Это право касается тех решений, которые не противоречат Корану, и наоборот, мусульманка может прилюдно, в мечети подвергнуть критике даже установления правителей. О таком случае однажды сказал Умар бин Хаттаб: «Умар сделал ошибку, женщина указала на неё».

 

5. Равноправие женщин и мужчин в вопросе заключения сделок, соглашений, посредничества, владения имуществом и возможности самостоятельного заработка

С точки зрения Ислама личность, жизнь и имущество женщины неприкосновенны наравне с мужчиной. Но и наказание за какой-либо проступок не делает различий по полу. Если по отношению к женщине проявлена несправедливость, то это рассматривается таким же образом, если бы подобный поступок был совершён в отношении мужчины (Суры «аль-Бакара», 2/178; «ан-Ниса», 4/92-93).

Но наряду с этим есть особые указания Всевышнего только для женщин, отличные от повелений мужчинам.

1. Предписание носить закрывающую значительную часть тела одежду

Ислам заботится о сохранении чести и достоинства женщины. В связи с этим ей предписано носить скромную одежду, закрывающую тело за исключением кистей рук и лица. Так Аллах проявляет уважение к её личности, ограждая от внешних негативных и неприятных ситуаций. Свою физическую красоту и привлекательность женщина делит только с мужем, а не стремится понравиться всем окружающим, привлечь к себе внимание. Имидж мусульманской женщины состоит в следующих ценностях: любви, милосердии, доброте и чистоте.

2. Иерархия рядов молящихся во время коллективного намаза

Положение рядов женщин за рядами мужчин в коллективном намазе ни в коей мере не обозначает ущемления прав. Это относится к соблюдению правил совершения молитвы и не означает приоритета одних перед другими. Даже правитель во время намаза может находиться рядом с простым гражданином или позади всех. Для Аллаха профессия, звание или пол не имеют никакого значения. Соблюдение рядов предназначено для наиболее сильной концентрации мысли на Всевышнем, требующей от верующего полной душевной отдачи: умом, сердцем и телом. Смешение рядов может помешать такому сосредоточению, что повлечёт за собой нарушение намаза.

3. Вопрос наследования

Женщина не несёт ответственности за чью-либо жизнь и не отвечает за материальное обеспечение семьи (за исключением тех дел, которые относятся к её собственному достатку). Эта обязанность возложена на мужчину наряду с содержанием женщины. Так, если женщина является женой, то её обеспечением занимается муж, если матерью — сын, дочерью — отец, а если сестрой — брат. Если нет никого, кто должен нести ответственность за содержание женщины, то ей не полагается наследство и её обязано опекать государство. Во всех остальных случаях она имеет право наследования, но несколько отличное от мужчины: женщине выделяется меньшая доля. Кажущееся на первый взгляд неравенство связано с мудрым решением Аллаха: поскольку мужчина несёт выше ответственность за свою семью и близких, нежели женщина, соответственно, ему предназначается большая часть наследства, которую затем он опять будет делить со своей женой и семьёй. Полученное мусульманкой наследство является лишь дополнением к бюджету семьи и в первую очередь собственностью женщины. По ханафитскому мазхабу, эта часть её материального состояния не является бюджетом семьи — потому женщина вправе распоряжаться наследством так, как считает нужным.  По Исламу, мусульманка имеет право на выбор супруга и получение приданого от отца. После замужества её имущество остается неприкосновенным, и ни при каких обстоятельствах супруг не имеет права претендовать на него. Женщине гарантирована материальная поддержка как дочери и сестре со стороны отца, а при определённых обстоятельствах — брата. Если же она пожелает работать и обеспечивать себя или семью самостоятельно, то это возможно при сохранении её чести и безопасности.

4. Вопрос свидетельствования

Принятие свидетельства женщины требует соблюдения определённых правил общественной жизни. По Исламу для свидетельствования достаточно двух мужчин. Если же свидетель один, то заменить другого могут две присутствующие при соглашении женщины. Это положение никогда не рассматривалось как унижение достоинства мусульманки. Оно связано, в первую очередь, с тем, что женщина порой бывает неопытна в отношении общественных вопросов, так как большую часть времени у неё занимает забота о детях и семье.

Источник: islamisemya.com


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: