НЕКОТОРЫЕ ХАДИСЫ О НАМАЗЕ В ДЖАМААТЕ

Коллективный (джамаат) намаз состоит как минимум из двух людей: первый – тот, за кем совершают намаз (имам), второй – тот, кто совершает намаз за имамом (маъмум). Для мужчин совершать своевременный намаз в джамаате является фарз аль-кифая.

Фарз аль-кифая – это обязанность общества по отношению к Аллаhу, которая возлагается на то или иное общество в целом, но если ее выполнит минимальное количество из них, все освобождаются от ответственности и греха. Таким образом, если мусульмане того или иного населенного пункта единогласно откажутся совершать джамаат-намаз, то все они впадают в грех, а если среди них кто-то совершит его, то грех со всех снимается. Однако здесь нужно учитывать тот момент, что его нужно совершать не просто дома, но со всеми необходимыми условиями, как, например: совершение его в мечети, оглашение призыва к нему (азана) и т. д. Но настоятельная желательность и важность джамаат-намаза касается каждого мусульманина лично. Есть множество хадисов, указывающих на ценность коллективного намаза. А именно:

Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллаh доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Вознаграждение за групповой намаз в двадцать семь раз превосходит вознаграждение за намаз, совершенный в одиночку» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Бывало так, что я хотел приказать нарубить дров и призвать людей на намаз, назначив кого-нибудь имамом, а потом прийти к тем, кто не явился на намаз, и сжечь их дома дотла! Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечерний намаз!» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари)

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллаh, также рассказывал: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаhа, явился слепой человек и сказал: “О Посланник Аллаhа! У меня нет поводыря, который провожал бы меня до мечети”. Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, разрешил ему совершать намаз дома, но как только мужчина повернулся и собрался уйти, он спросил: “Слышишь ли ты азан (призыв на намаз)?” Он ответил: “Да”. Тогда он сказал: “Отвечай же на него!”» (Этот хадис передал Муслим)

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллаh доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Если молящийся услышал азан (призыв на намаз) и не явился на групповой намаз без уважительной причины, то его намаз не будет принят» (Этот хадис передали Ибн Маджа, ад-Даракутни, Ибн Хиббан и аль-Хаким, причем цепочка рассказчиков хадиса соответствует требованиям имама Муслима. Тем не менее некоторые богословы назвали этот хадис прерванным).

Передают, что Йазид ибн аль-Асвад, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал о том, как однажды он совершал рассветный намаз вместе с Посланником Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа. Как только Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, завершил намаз, он увидел двух мужчин, которые не молились вместе с ним. Он подозвал их, и когда они подошли к нему, у них тряслись поджилки. Он сказал:

«Что вам мешало совершить намаз вместе с нами?»

Они ответили:

«Мы уже совершили намаз дома».

Он сказал:

«Не делайте так. Если вы совершили намаз у себя дома, а затем пришли и увидели, что имам еще не молился, то совершайте намаз вместе с ним, и этот намаз для вас будет дополнительным» (Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, и текст хадиса принадлежит Ахмаду. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали этот хадис достоверным).

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллаh, рассказывала: «Однажды, когда Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, заболел той болезнью, от которой он впоследствии скончался, наступило время намаза и прозвучал призыв к нему. Услышав его, он сказал: “Велите Абу Бакру руководить намазом!”
В ответ ему сказали: “Абу Бакр сильно опечален, и если он займет твое место, то не сможет руководить молитвой”.
Однако он повторил свои слова, а когда услышал такой же ответ, повторил сказанное им в третий раз и сказал: “Воистину, вы подобны женщинам, влюбившимся в Йусуфа! Велите же Абу Бакру руководить намазом!”

Абу Бакр вышел к людям и начал совершать намаз. В это время Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, почувствовал облегчение и вышел из дома, пошатываясь, с помощью двух человек, и я будто сейчас вижу, как он задевает ногами землю, будучи не в силах поднять их от боли. Увидев его, Абу Бакр хотел отойти назад, но Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, сделал ему знак оставаться на месте, после чего его подвели поближе и он сел рядом с Абу Бакром» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в одной из версий хадиса говорится: «Он сел слева от Абу Бакра, и начал руководить намазом сидя, а Абу Бакра в это время совершал намаз стоя. При этом Абу Бакр молился, повторяя движения Пророка, мир ему и благословение Аллаhа, а люди молились, повторяя движения Абу Бакра»)

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Лучшим рядом для мужчин является первый, а худшим – последний. Лучшим рядом для женщины является последний, а худшим – первый» (Этот хадис передал Муслим)

Передают, что Убей ибн Ка‘б, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Намаз, совершенный вдвоем, чище намаза, совершенного в одиночку. Намаз, совершенный втроем, чище намаза, совершенного вдвоем. Чем больше число молящихся вместе, тем это милее великому и могучему Аллаhу» (Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным)

Источник: muslim.kz


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: