Нравственные правила торговли

image
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) время от времени посещал рынок в Медине, где наблюдал за торговцами и покупателями. Он беседовал с людьми и делал наставления. Затем были ниспосланы аяты: «Горе тем, которые обвешивают [других], а [сами] берут сполна, когда люди отмеривают им. [Горе тем, которые], когда сами обмеривают или обвешивают, то причиняют убыток [другим]. Неужели они не думают о том, что их воскресят в великий день, в тот день, когда люди предстанут перед Господом [обитателей] миров» (Сура «Мутаффифин», 83 / 1 — 6).

После этого верующие начали более щепетильно относиться к торговле. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) побуждал единоверцев быть честными и читал для них дуа: «О, Аллах! Ниспошли изобилие их весам, мерам и торговле!»(Бухари, «Бую», 53).

В Исламе существуют правила торговли, которые базируются на честности. Эта черта характера присуща каждому искреннему мусульманину, ибо ложь и обман чужды добродетельной личности. Это касается не только торговли, но и всех сфер жизни. В Коране сказано: «Будь же стоек на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто обратился [к Аллаху]. И не преступайте [границ дозволенного], ибо, воистину, Он видит то, что вы вершите» (Сура «Худ», 11 / 112).

Честность и искренность – основа адаба и поведения мусульманина. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркивал: «Обманывающий — не из нашего числа»(Муслим, «Иман», 164).

Также известен достоверный хадис: «Честный и надежный торговец будет находиться в Раю рядом с пророками, праведниками и мучениками» (Тирмизи, «Бую», 4).

Для ведения торговли по исламским принципам важна открытость и прозрачность. Один сахаб пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) спросить совета о ведении дел. Тот внимательно выслушал его, а затем сделал наставление: «Когда ты хочешь что-либо купить, то называй цену, которую можешь дать! Когда же ты желаешь продать что-либо, то называй не завышенную, а реальную рыночную стоимость товара»(Ибн Маджа, «Тиджарат», 29).

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал:«Мусульманину не дозволено продавать дефектный товар, не сообщив об этом заранее покупателю» (Ибн Маджа, «Тиджарат», 45).

Сокрытие недостатков товара уничтожает саваб и подрывает доверие людей друг к другу. Полученная таким образом прибыль не принесет пользы. Поэтому предприниматель-мусульманин не станет прибегать к обману в рекламе, мошенничеству, недобросовестной конкуренции и получению сверхприбыли, так как знает: обманывая другого человека, на самом деле он обманывает себя.

В Коране есть предупреждение: «(Мы послали] также к мадйанитам их брата Шуайба. Он сказал: «О, мой народ! Поклоняйтесь Аллаху: у вас нет иного бога, кроме Него. Не обмеривайте и не обвешивайте [людей при сделках]. Я вижу, как вы благоденствуете, и боюсь, что [вас постигнет] наказание в Судный день. О, мой народ! Мерьте и взвешивайте честно, не обманывайте людей [при сделках], не совершайте нечестия на земле. То, что оставит вам Аллах [при честной торговле], для вас лучше [, чем обретенное нечестным путем], если вы веруете. Я же не стражник вам»» (Сура «Худ», 11 / 84 — 86).

Другой, не менее важный принцип торговли – поучение прибыли дозволенным путем. Верующий, который знает о предстоящем ответе за все деяния, не станет примешивать к своему заработку запретное. Поэтому мусульманину нельзя продавать спиртные напитки и наркотики, организовывать места для азартных игр и уклоняться от уплаты налогов.

В торговле, как и во всех остальных сферах жизни, важно заслужить одобрение Всевышнего. Поэтому нужно получать доход на основе честности и искренности, проявляя щепетильность во всем. Пусть хадис станет мерилом при покупках и продажах: «Земное богатство сладко и привлекательно. Тому, кто использует его без азарта, оно приносит изобилие. Тот же, кто прикасается к нему жадно и страстно, теряет свое благополучие» (Бухари, «Закят», 50).


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: