Омовение (вуду) имеющего уважительную причину (узр)

Постоянное нарушение вуду вследствие болезненных физических состояний называют «узр». Множественная форма «азар». Человека, у которого постоянно нарушается вуду, называют «мазур», если это женщина – то «мазура».

К «узру» относятся следующее: частое кровотечение из носа, недержание мочи, понос, недержание газов, кровотечение из раны, выделение гноя или сукровицы и постоянные кровотечения (кроме месячных) у женщин в результате разрыва капилляров. Также к узру относятся: постоянное истечение слез, выделение гноя из сосков, ушей или пуповины. Страдающих подобными недугами называют «мазур».

Чтобы болезнь считалась уважительной причиной, существует определенный срок. Если после совершения вуду болезненное состояние не прекращается в течение времени одного фард-намаза, и после этого проявляется при наступлении времени каждого намаза хоть один раз, считается, что человек действительно имеет уважительную причину.

Например, если у кого-то началось кровотечение из носа после наступления времени намаза аз-зухр и продолжалось до наступления времени намаза аль-аср, не останавливаясь даже на время, в течение которого можно было бы совершить вуду и выполнить намаз. Если кровотечение повторялось (хоть один раз) в течение времени каждого намаза, то в этом случае считается, что этот человек имеет уважительную причину.

Человек, имеющий уважительную причину, обязан совершить вуду для каждого намаза отдельно. Доказательством является хадис:

«Женщина, страдающая кровотечениями узр, должна совершать вуду для каждого намаза» (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/204).

Таким образом, мазур (мазура) может в течение времени намаза фард выполнять сколько угодно фард или нафиль намазов. Сюда входят: намаз када, байрам, джаназа и др. Главное, чтобы в течение этого времени не наступили, кроме главной причины – узр, другие обстоятельства, нарушающие вуду.

Если мазур своевременно совершит вуду для выполнения намаза фаджр, то считается, что вуду имеет действие до окончания времени фаджр. И как только заканчивается отведенное этому намазу время, то есть после восхода солнца, это вуду становится недействительным. Теперь с этим вуду нельзя совершать другие намазы. Но если вуду совершено в тот момент, когда на время приостановились обстоятельства, вызвавшие уважительную причину, и не наступили обстоятельства, нарушающие вуду, то с окончанием времени намаза фард, вуду этого человека не нарушается.

Но этот же мазур, пока не произойдет нарушение вуду, может до самого обеда совершать любые намазы с вуду, который он совершил перед восходом солнца, так как наступление времени намаза аз-зухр не нарушает действие вуду. Таким же образом не нарушает вуду окончание времени праздничного намаза, так как время этого намаза не является временем намаза-фард.

По мнению Абу Ханифы (рахимахуЛлах), вуду мазура нарушаются после окончания времени намаза фард, а Абу Юсуф (рахимахуЛлах) считает, что и после наступления времени, и после окончания, тогда как Имам Зуфар (рахимахуЛлах) говорил, что вуду мазура нарушается только после наступления времени намаза. Вуду не нарушается только с наступлением времени намаза аз-зухр.

Имам Шафии (рахимахуЛлах) считал, что мазур должен каждый раз совершать вуду для каждого намаза отдельно. И это вуду нарушается сразу после окончания намаза.

Если мазур совершил вуду в момент прекращения болезненного состояния, но, в результате проявления уважительной причины или из-за нарушения вуду по другой причине, заново совершил вуду, его вуду считается действительным на время данного намаза, если даже проявиться болезненное состояние (узр), так как он совершил вуду и по уважительной причине, и из-за возникновения других обстоятельств, нарушающих вуду.

Если мазур может совершить намаз сидя или путем има, то есть, каким-то образом без особого труда не допустить проявления болезненного состояния, после этого он не может считаться человеком, имеющим уважительную причину. После этого человек не может совершать намаз с вуду, которое он совершил ранее, когда был подвержен недугу.

Кровь, гной, сукровица, которые выделились из раны и запачкали одежду мазура, не являются препятствием для действительности намаза до тех пор, пока будет продолжать сохраняться болезненное состояние. Не имеет значения: запачкали нечистоты площадь размером с дирхам или с ладонь. Если эти нечистоты больше не будут пачкать одежду, то ее надо постирать (Ибн Хумам, 1/124; ибн Абидин, 1/139, 281-283; Шурунбуляли, Маракуль-фалах, стр. 25; азЗухайли, 1/288).

Ислам – религия облегчения и делает различные облегчения людям, страдающим недугами. Им облегчены и формы выполнения намаза. Также и в отношении других видов поклонения им позволено выбирать более легкие варианты.

 

Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 218-220

По материалам: http://islamdinr.ru/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: