ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОСНОВАМ ВЕРЫ. ОТКУДА БЕРУТСЯ НАШИ УБЕЖДЕНИЯ

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОСНОВАМ ВЕРЫ. ОТКУДА БЕРУТСЯ НАШИ УБЕЖДЕНИЯ

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОСНОВАМ ВЕРЫ. ОТКУДА БЕРУТСЯ НАШИ УБЕЖДЕНИЯ

Мы, мусульмане, верим, что у человека есть дух. Мы не можем увидеть его и не способны постичь его истинную природу. У нас есть лишь небольшой ряд сведений о нем.

Дух – это самое главное в человеке, и он неразрывно связан с нашим разумом. Принимая всю совокупность научных фактов о физиологии и деятельности мозга, мы, тем не менее, не сводим все к физико-химическим процессам, происходящим в клетках головного мозга. Истинная суть разума и многих процессов, происходящих в нем, неразрывно связана с понятием о духе, следовательно, мы не сможем постичь до конца эти вещи. Но кое-что узнать все же можно.
Каждый человек ощущает в себе духовные потребности. Самой простой и регулярной формой такой потребности является желание.

Да, некоторые возникающие в нас желания, на самом деле, суть сигнал мозга о необходимости удовлетворить ту или иную физиологическую потребность. О нужде организма в воде мы узнаем по желанию пить, о нужде в энергии – по желанию есть и т. п. Но такие сигналы – голода, жажды – часто сопровождаются желанием выбрать конкретную еду, конкретный напиток из доступных вариантов. Вот мы почувствовали жажду: перед нами вода, яблочный сок и чай. Мы выбираем, каким из этих трех напитков удовлетворить жажду. А может, выпить по очереди все три? И не всегда наш выбор оптимален с точки зрения потребностей организма: так, например, простой воде мы можем предпочесть сладкую газировку, не утоляющую жажду и не вполне полезную. Таким образом, мы понимаем, что даже самые простые каждодневные наши желания не всегда продиктованы одной только физиологией. Эти желания, склонности, предпочтения сложны. Они не сводятся только к материальному, даже в самых простых вещах.

Теперь возьмем более сложный пример. Проявление воли, осознанный выбор из двух или более вариантов основываются на представлении о том, что человеку кажется более правильным. Вот пешеход прокладывает маршрут по карте: он анализирует, делает выводы и в результате определенного мыслительного процесса выбирает оптимальную, на свой взгляд, дорогу.
При этом выбор не обязательно осознан и хорошо продуман – часто мы действуем на автомате, основываясь на бессознательной привычке, предубеждении или суеверии. Если из двух дорог человек выбирает одну только потому, что другую только что перешла черная кошка, – это вряд ли можно называть разумным выбором. Тем не менее, это выбор, основанный на воле и представлении о том, как правильно.
Это представление о том, как правильно, мы называем «убеждением». Да, существуют определенные разногласия по поводу содержания этого термина, однако мы берем его в обиходном значении, не вдаваясь в философские споры. И убеждение связано с духовной составляющей человека.

Любое наше сложившееся представление о чем бы то ни было, в которое мы верим, есть убеждение. И оно не всегда разумно и основано на прочной рациональной базе. Иные убеждения — это, на самом деле, предубеждения, стереотипы или суеверия.
Начало пути

Откуда берутся наши убеждения

Продолжение следует…


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: