Почему Медина была избрана для Хиджры?

В эти благословенные дни мусульмане должны извлечь уроки из событий Хиджры, которые до сих пор актуальны и для современных верующих. Мусульмане также должны позаботиться о том, чтобы рассказать подрастающему поколеию о переселении Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) из Мекки в Медину.

Отвечая на ваш вопрос, теолог Саид Абуль Ала Аль-Маудуди отмечает, что существует несколько причин избрания Медины центром даваата в эпоху первых мусульман. Старейшины Мекки разработали план и хотели убить Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы попытаться предотвратить распространение Ислама в мире. Незадолго до того, как они приготовились привести свой план в исполнение, Всевышний велел Своему Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям) оставить Мекку и отправиться в Медину.

Этот город, находящийся в 450 километрах от Мекки, стал развиваться как центр Ислама. Здесь увеличилось число жителей, которые стали мусульманами. Новая вера завоевывала сердца людей изо дня в день. Главы двух крупнейших племен Медины приняли Ислам и были готовы отдать не только свое имущество, но и жизнь ради Аллаха. С этой точки зрения было понятно, почему Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) начал планировать переселение в Медину.

Для того, чтобы иметь четкое представление о других причинах выбора Медины центром зарождающегося мусульманского государства, необходимо упомянуть о следующем: Ятриб был избран Аллахом в качестве приюта для Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) после его переселения, чтобы помочь становлению уммы и сфокусироваться на призыве к Исламу.

Высочайшая честь, которая выпала этому городу, говорит о необходимости знать его отличительные черты. Это физические, социальные и культурные условия, жизнь арабских племен и их взаимоотношения с соседями, экономические и политические манипуляции иудеев и их боевой дух, а также образ жизни на этой плодородной земле. Различные религии, культуры и социумы вели Медину к процветанию, в отличие от Меккм, где доминировала одна вера и один культурный слой. Следующие детали показывают состояние дел в Медине, когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) переселился в этот город.

Три иудейских племени – Бану Кайнука, Бану ан-Надир и Бану Курайша – обосновались в Медине. Число взрослых жителей этих племен перевалило за две тысячи человек. Бану Кайнука, по оценкам, насчитывало порядка 700 мужчин, способных держать оружие. Такое же количество наблюдалось и в племени Бану ан-Надир, а число вооруженных мужчин в племени Бану Курайша колебалось между семью и десятью сотнями человек.

Эти племена жили не в лучших условиях и часто конфликтовали между собой. В Коране сказано о раздоре между иудеями: «[Вспомните,] как Я заключил с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из жилищ. Вы признали [этот договор] и сами засвидетельствовали его. Но [именно] вы стали убивать и изгонять друг друга из [родных] жилищ, объединясь с одними против других в грехе и ненависти. Если же вы захватываете пленных, то берете за них выкуп. А ведь вам запрещено изгонять их. Не станете же вы признавать одну часть Писания, а другую отвергать? Воздаянием тому, кто творит подобное, будет позор в этом мире, а в Судный день — самое жестокое наказание. Аллах ведает о том, что вы творите» (Сура «аль-Бакара», 2 / 84 — 85).

Экономические отношения евреев Медины с другими племенами в большинстве случаев сводились к займу денег и получении процентов, а также сохранностью имущества после отказа от платежей. Медина была сельскохозяйственным регионом, и поэтому земледельцам приходилось прибегать к ссудам (Мухаммад Саид Тантави, «Бану Израиль филь-Коран ва-Сунна», стр. 80-81).

Система денежных займов не ограничивалась лишь залогом личной собственности в качестве обеспечения погашения кредита. Очень часто ростовщики заставляли заемщиков закладывать даже своих женщин и детей.

Концентрация капитала в руках евреев дала им возможность оказывать давление на экономику города. Фондовые рынки были в их власти. Они подогревали экономическую обстановку, создавая искусственный дефицит, а также вызывая рост и падение цен. Большинство жителей Медины ненавидели евреев из-за злоупотреблений и спекуляции, которые были противны характеру арабов («Бану Израиль филь-Коран ва-Сунна», стр. 79).

Иудеи, руководствуясь только надменностью и эгоизмом в сделках с арабскими племенами, шаг за шагом спланированно сеяли раздор между мусульманами. Они успешно развязывали межплеменную рознь, оставляя в конечном итоге всех в убытке. У иудеев была единственная цель — сохранить экономическое господство над Мединой.

На протяжении многих веков евреи ждали спасителя. Эта вера в грядущего посланника Всевышнего, о котором они говорили с арабами, подготовила их к встрече с Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям).

При всех этих общинных различиях необходимо было место для размещения быстрорастущей мусульманской уммы. Медина обладала уникальными особенностями и потому удостоилась чести стать городом Хиджры. К тому же, мусульмане основали государство среди различных племен с разными представлениями о мироустройстве.

Тесные взаимоотношения с иудеями научили мусульман, как правильно вести дискуссии с людьми Книги и как распознавать козни и скрытые злые умыслы. В эпоху зарождения Ислама мусульманам также приходилось сталкиваться с лицемерами, которые заявляли, что уверовали, однако тем временем помогали врагам. Вот некоторые причины, объясняющие божественную мудрость выбора Медины местом создания первого мусульманского государства.

Источник: islamisemya.com


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: