Почему следует совершать Хадж?

Теме хаджа посвящено немало аятов и хадисов. В данной книге мы перечислим лишь некоторые из них. Мы постарались быть максимально краткими, ведь у современных читателей, как правило, имеется не так много времени на религиозную литературу.

Сначала процитируем несколько аятов Кyр`ана, а затем перейдем к высказываниям пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

 

Аят 1

وَأَذِّن فِى ٱلنَّاسِ بِٱلْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَىٰ كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ

«И объяви о хадже среди людей. Они придут к тебе пешком и на каждом верблюде, отощавшем от странствий, через дальние холмистые тропы» (Кyр`ан, 22:27).

 

Кааба – Божий Дом

Есть разные мнения о том, кто первым построил Каабу: Адам (мир ему) или ангелы еще до него.

Есть мнение, что создание земной суши началось с того места, где сейчас находится Кааба. Поначалу вся планета была покрыта водой. Затем в этом месте появился маленький участок, похожий на пузырек. И уже после этого суша начала появляться по всем направлениям. Во времена Нуха (мир ему), когда произошел потоп, этот участок был поднят. Затем Ибрахим и Исмаил (мир им) построили Каабу ровно на этом месте в соответствии с указанием Аллаха. О строительстве ими Каабы говорится во второй главе Кyр`ана. Также сообщается, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу говорил:

«Когда Всемогущий Аллах низвел Адама из рая на землю, Он ниспослал ему Свой Дом и сказал: «Адам, я ниспосылаю с тобой Мой Дом – совершай обход вокруг него, как делают обход вокруг Моего Трона. И молись Мне, обращаясь в сторону Дома, так же, как молятся Мне в направлении Трона»».

Когда во времена Нуха (мир ему) произошел потоп, Дом был поднят и вознесен. Впоследствии, даже в отсутствие Дома, пророки совершали обход вокруг этого места. Затем Аллах поведал Ибрахиму (мир ему) расположение данного места и велел ему воздвигнуть там Дом (Мунзири. Таргиб).

Как сообщается, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда Ибрахим (мир ему)  закончил строительство Каабы, он произнес:

– Боже! Я достроил Твой священный Дом.

– Ибрахим! – ответил Аллах. – Объяви человечеству, чтобы они приходили совершать паломничество.

– Как мой голос сможет достигнуть их? – спросил Ибрахим (мир ему).

– Ты объяви Мое веление, а Я сделаю так, чтобы оно их достигло.

Тогда Ибрахим (мир ему) провозгласил миру о паломничестве, и всё на земле и на небесах услышало его.

(Кому-то это может показаться неправдоподобным, но, живя в век радио и телевидения, когда голос и изображение доходят до самых удаленных уголков мира, мы должны понимать, что ничего невозможного в этом нет. И должны верить, что Творец, создавший в том числе и изобретателей радио и телевидения, может довести слова Своего пророка до любых мест).

Сообщается, что этот голос услышали все и ответили фразой «Ляббайк» («Я здесь!») – той самой фразой, которую произносят паломники во время хаджа. В этот момент «Ляббайк»произнесли все, кому было суждено исполнить хадж.

И, как сообщается, каждый человек, произнесший тогда эту фразу, даже если он еще не был рожден, обязательно получит возможность исполнить хадж.

Хадис гласит:

«Кто произнес «Ляббайк» один раз, тот совершит хадж один раз. Кто сказал это слово дважды, исполнит хадж дважды. И сколько раз человек произнес «Ляббайк», столько раз он будет в хадже».

Какое счастье выпало на долю тех душ, которые в тот момент раз за разом повторяли: «Ляббайк»!

 

Аят 2

ٱلْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَـٰتٌ ۚ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ ٱلْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِى ٱلْحَجِّ ۗ وَمَا تَفْعَلُوا۟ مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ ٱللَّـهُ

«Для хаджа – известные месяцы. Кто возьмет на себя исполнение хаджа в них, тот должен обойтись без неприличия, греховности и споров в хадже. И что бы вы ни делали доброго, Аллах знает об этом» (Кyр`ан, 2:197)

1) Под «неприличием» здесь подразумеваются следующие два вида разговоров:

– те, что недопустимы и в обычное время: в хадже запрет на них еще более велик;

– те, что при обычных обстоятельствах могут быть допустимы, но во время хаджа запрещены (например, любовные разговоры между супругами).

2) «Греховность» в данном аяте тоже включает в себя действия двух видов:

– запрещенные даже при обычных обстоятельствах;

– допустимые в обычное время, но запрещенные в хадже (например, использование парфюмерии).

3) Наконец, «споры» включают в себя словесные конфликты, ссоры и драки, считающиеся большим грехом во время хаджа. Заметим, что в данном аяте «споры» выделены отдельным пунктом несмотря на то, что они входят в категорию «греховность». Мы видим, что Бог обратил наше особое внимание на данный порок, поскольку перепалки всегда возникают между приезжими паломниками. Во избежание этого Бог выделил их отдельным пунктом.

 

Аят 3

ٱلْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِى وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلْإِسْلَـٰمَ دِينًا

«Сегодня Я окончательно оформил вашу религию для вас, довел до конца Свою милость к вам и избрал ислам вашей религией» (Кyр`ан, 5:3)

Одно из особых достоинств хаджа состоит в том, что именно во время него был ниспослан данный аят, объявляющий об окончательном оформлении религии. Имам Газали (да помилует его Аллах) писал:

«Хадж – одна из основ ислама. С ним фундамент ислама становится завершенным, и во время него была окончательно оформлена религия. Именно во время хаджа был ниспослан этот аят» (Газали. Возрождение религиозных наук).

Как-то раз к Умару (да будет доволен им Аллах) обратился один раввин:

– В Кyр`ане у вас есть один аят: будь он ниспослан нам, мы бы каждый год праздновали день его ниспослания.

– Что за аят? – спросил Умар.

 «Сегодня Я окончательно оформил вашу религию для вас…»

– Я точно помню день и место его ниспослания. И это был для нас двойной праздник: во-первых, это была пятница – праздничный день для всех мусульман; а во-вторых, это был день Арафата – праздник для паломников.

Далее Умар (да будет доволен им Аллах) сообщил, что аят был ниспослан в пятницу после предвечерней (аср) молитвы в день Арафата. В этот момент пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел на своей верблюдице. В хадисе затем сообщается, что после этого аята никакие иные аяты о дозволенном и запретном не ниспосылались.

В момент ниспослания аята верблюдица вынуждена была присесть от огромного веса, который она почувствовала на себе вследствие явления Божьего откровения пророку (мир ему и благословение Аллаха). Так обычно и происходило во время Божьего откровения:

– Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) был верхом, его верблюд опускал шею, будучи не в состоянии поднять ее и сделать шаг до окончания Божьего откровения;

– как сообщал Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что боялся лишиться жизни, когда на него нисходило Божье откровение;

– Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что при ниспослании 95-го аята 4-й главы Кyр`ана он сидел рядом с пророком ﷺ, который словно бы перешел в полусознательное состояние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) положил на бедро Зейда свое бедро, и вес его был столь велик, что Зейд думал, что нога у него сломается.(Суюти. Рассыпанные жемчужины).

Таково величие слов Бога, которые мы читаем столь редко и поверхностно, будто это самые обычные слова.

 

Хадис 1

عن أبي هريرة رضي الله عنه، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من حج لله فلم يرفث ولم يفسق، رجع كيوم ولدته أمه (متفق عليه، مشكوة)

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Кто исполняет хадж, чтобы угодить Аллаху, и при этом не говорит в течение него порочных слов, не совершает плохих дел, тот возвратится из хаджа чистым от грехов, словно новорожденный» (Табризи. Мишкат. Хадис также приводится в обоих сборниках «Сахих»)

Когда ребенок появляется на этот свет, он входит в земную жизнь чистым и совершенно незапятнанным. Если хадж исполнен совершенно искренне ради довольства Бога, паломник вернется в это безгрешное состояние.

Мы уже писали в книге «Польза молитвы» когда речь идет о подобном прощении грехов, имеются в виду малые грехи. Но суть приведенного выше высказывания приводилась в большом количестве хадисов, поэтому некоторые теологи полагают, что в данном случае прощаются даже большие грехи.

Разберем хадис подробнее. В нем говорится о трех условиях:

1) Сначала мы узнаем, что хадж должен исполняться во имя Аллаха. Паломник не должен преследовать мирские цели. Хадж не должен быть вызван низкими побуждениями. Человеку не следует совершать его ради личной славы или выпячивания своих поступков.

Многие люди едут в Мекку, чтобы прославиться, выпятиться. Если хадж преследует данную цель, то все затраченное на него из богатства, здоровья и сил ушло впустую. Никакой награды в этом случае не будет. Мы допускаем, что даже при таких мотивах обязанность исполнения хаджа будет снята с человека. Но как же глупо лишать себя столь великой награды в виде Божьего прощения из-за такой ерунды!

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Незадолго до конца света богачи из моей общины будут совершать хадж в качестве путешествия и отдыха (то есть просто будут ехать для отдыха, как, скажем, в Лондон или Париж). Средний класс будет исполнять хадж в коммерческих целях, перевозя одни товары в одну сторону, а другие – в другую. Люди с религиозным образованием будут совершать хадж ради славы и напоказ (например, чтобы совершить хадж большее количество раз, чем другой мулла). А бедняки будут ехать в паломничество, чтобы попрошайничать» (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей).

Теологи говорят, что, если человек едет исполнять хадж за другого человека и за это берет деньги, то есть выгадывает какую-то мирскую выгоду для себя, он тоже относится к людям, совершающим хадж в коммерческих целях (См. хадис 15).

В другом хадисе говорится:

«Правители будут исполнять хадж ради приятного отдыха, богачи – в коммерческих целях, бедняки – для попрошайничества, а люди с религиозным образованием – для выпячивания себя» (Забиди. Подарок богобоязненных господ)

В первом из двух приведенных повествований говорится, что богатые люди будут совершать хадж в качестве путешествия и отдыха. А из второго сообщения мы узнаем, что они будут делать это в коммерческих целях. Может показаться, что имеется не стыковка в этих повествованиях, но на самом деле никаких противоречий здесь нет. В первом случае говорится об очень богатых людях, которых во втором повествовании называют правителями. Обычные богатые люди ниже их по рангу, поэтому в первом случае они названы средним классом.

Однажды, когда Умар (да будет доволен им Аллах) находился между холмами Сафа и Марва, подъехали люди, сошли с верблюдов и начали делать обход вокруг Каабы. Когда они, закончив обход, пошли совершать пробег между холмами Сафа и Марва, Умар (да будет доволен им Аллах) спросил их, кто они. Они ответили, что приехали из Ирака. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил, есть ли у них какие-нибудь иные цели, кроме паломничества: может быть, получение наследства, взыскание долгов или бизнес?

– Нет, – ответили они.

– В этом случае начните жизнь с чистого листа, – сказал Умар (да будет доволен им Аллах), подразумевая, что раз они прибыли к Божьему Дому (то есть к Каабе) лишь во имя Аллаха, то их грехи прощены, и теперь они могут начать жизнь заново, словно не было в их жизни ничего плохого.

2) Следующим условием, о котором сообщается в хадисе, является отказ от порочных слов во время хаджа. Мы уже цитировали фрагмент Кyр`ана (см. аят 2), в котором мусульманам велено воздержаться от неприличных разговоров во время паломничества. Теологи говорят, что сюда входят любые слова, которые недостойны, бессмысленны и излишни: даже говорить со своей женой об интимной близости нельзя во время хаджа. Следует также воздерживаться от намека на данные действия жестами или глазами. Все поступки, ведущие к возбуждению страсти, порицаются во время паломничества.

3) И еще один момент, на который данный хадис обращает наше внимание, – необходимость отказа от любой разновидности ослушания Божьей воле. Об этом говорится и в ранее приведенном аяте.

Передаются следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Красота хаджа достигается тем, что человек дружелюбно разговаривает с другими и кормит их».

Споры и драки являются полной противоположностью дружелюбной речи. Поэтому человек, совершающий хадж, не должен критиковать других паломников. Ему нужно встречать каждого с любовью, смиренностью и скромностью, обращаться с людьми самым дружеским образом. Некоторые теологи говорили, что в такое дружеское отношение входит не только отказ от причинения вреда и беспокойства другим, но также перенесение и прощение тех обид, которые вам наносят, без возмездия с вашей стороны.

Арабское слово «сафар» (поездка) на самом деле означает «раскрывать», «разъяснять». Теологи говорят, что поездка называется на арабском так потому, что во время нее раскрывается и разъясняется характер человека.

Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) спросил одного из людей, знает ли тот такого-то человека. Тот ответил, что да, знает. Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил его, был ли он в поездке с этим человеком. Тот ответил, что нет, не был.

– Тогда ты не знаешь его, – сказал Умар (да будет доволен им Аллах).

В другом повествовании рассказывается, как один человек хвалил другого, и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил его:

– Ты с ним был в поездке?

– Нет, не был.

– А сделки какие-нибудь с ним заключал?

– Нет, никаких сделок между нами не было.

– Тогда ты его не знаешь, – сказал Умар (да будет доволен им Аллах).

Понятно, что только в ситуациях, подобных указанным, можно действительно узнать характер человек и его реакцию на складывающиеся обстоятельства. Во время поездки всегда возникают неудобства, которые неизбежно ведут к спорам. Поэтому в Кyр`ане говорится, что во время хаджа не должно быть споров.

 

Хадис 2

عن أبي هريرة رضي الله عنه، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: الحج المبرور ليس له جزاء إلا الجنة (متفق عليه، مشكوة)

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«За благочестивый хадж есть лишь одна награда – рай» (Табризи. Мишкат. Хадис также приводится в обоих сборниках «Сахих»)

Некоторые теологи полагают, что благочестивым хаджем называется то паломничество, в течение которого человек не совершает никаких плохих поступков. Поэтому «благочестивый хадж» они называют также «принятым хаджем», то есть во время него человек уделял внимание каждой норме хаджа и избежал всех упущений. Так, согласно сообщению Джабира (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Красота (благочестие) хаджа – в том, чтобы кормить других и дружелюбно разговаривать с ними».

В другом повествовании говорится:

«Достоинство хаджа – в том, чтобы кормить других и помногу приветствовать людей» (Мунзири. Таргиб)

Также сообщается, что, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил о рае как награде за благочестивый хадж, некоторые сподвижники спросили, что такое благочестивый хадж. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

«Кормить других и помногу приветствовать» (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)

 

Хадис 3

عن عائشة رضي الله عنها أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: ما من يوم أكثر من أن يعتق الله فيه عبدا من النار من يوم عرفة، وإنه ليدنو ثم يباهي الملائكة فيقول: ما أراد هؤلاء؟ (رواه مسلم، وبمعناه عن جابر رضي الله عنه)

Как сообщала Аиша (да будет доволен ею Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Нет такого дня, в который Аллах освобождал бы больше душ от адского огня, чем в день Арафата. И в этот день Аллах приближается (Значение фраз «Аллах приближается к земле», «Аллах спускается на нижнее небо» и иных подобных выражений, встречающихся в хадисах, лучше всего известно одному лишь Аллаху. Он всегда близок. В буквальном смысле ни спускаться, ни подниматься Аллаху не надо. Встречая такие фразы, теологи разъясняли их как указание на приближение особых Божьих милостей к тем, кто их заслужил) к земле и, выражая Свою гордость, спрашивает ангелов о паломниках:

– Каково их желание?».

Информация, содержащаяся в данном хадисе, встречается и во многих иных повествованиях. Например, есть следующий хадис:

«На заре дня Арафата Аллах с гордостью говорит ангелам:

– Посмотрите на Моих слуг. Они пришли ко Мне с растрепавшимися волосами, запыленными от долгой поездки телами и одеждой. Их возглас: «Вот мы перед тобой, Господь! Вот мы перед Тобой». Ангелы мои, вы – свидетели тому, что Я простил их грехи.

– Боже, – обратятся к Господу ангелы, – среди них есть такой-то человек, склонный к греху, и такой-то плохой человек… и такая-то женщина.

– Я простил их всех, – ответит Аллах.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Нет такого дня, в который освобождалось бы от адского огня больше душ, чем в день Арафата» (Табризи. Мишкат).

Той же теме посвящен следующий хадис:

«Аллах скажет в тот день:

– Эти слуги Мои пришли ко Мне с растрепавшимися волосами, прося о Моей милости. – А затем, обращаясь к паломникам, Бог скажет: – Даже если ваших грехов будет столько же, сколько песчинок на земле или спускающихся с неба дождинок, или деревьев, растущих на земле, Я прощу их все. Возвращайтесь в свои дома с прощеными грехами».

Приведем еще один подобный хадис:

«В тот день Аллах с гордостью обратится к ангелам:

– Посмотрите на них. Я отправил к ним Моего посланника – и они поверили в него. Я ниспослал им Мою книгу – и они поверили в нее. Вы – свидетели тому, что я простил их всех» (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)

Мы видим, что об общем прощении в день Арафата сообщается во многих хадисах. И то, как об этом говорится, оставляет у многих теологов впечатление, что прощаются как малые, так и большие грехи. Такое прощение находится в полной власти Всемилостивого. Непослушание Ему называется грехом. И если Он по Своей безграничной милости пожелает простить одного или многих людей, никто не может этому помешать.

Судья Ияд в своей известной книге «Исцеление» приводил случай о том, как однажды люди из рода Кутамы пришли к праведнику Саадуну Хауляни. Они рассказали ему, что некоторые люди из их рода убили одного человека и затем пытались сжечь его тело. Целую ночь тело пробыло в горящем огне, но так и не сгорело, оставшись все таким же белым. Выслушав их, Саадун сказал:

– Этот человек, должно быть, совершил три хаджа.

– Да, это действительно так! – последовал ответ.

– Кто совершит один хадж, тот исполнит свою обязанность перед Богом, – сказал Саадун. – Кто исполнил два хаджа, тот дал Богу долг. А если человек совершил три хаджа, Бог запрещает огню сжигать его тело и волосы.

Хадис 4

عن طلحة بن عبيد الله بن كريز أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال ما رؤي الشيطان يوما هو فيه أصغر ولا أدحر ولا أحقر ولا أغيظ منه في يوم عرفة، وما ذاك إلا لما يرى من تنزل الرحمة وتجاوز الله عن الذنوب العظام إلا ما رؤي يوم بدر (رواه مالك مرسلا – مشكوة)

Как сообщал Тальха (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

За исключением дня Бадра, нет такого дня, в котором Дьявола видят более униженным, отвергнутым, подавленным и разъяренным, чем в день Арафата. И все это – лишь от созерцания изобилия нисходящей в этот день милости и Божьего прощения больших грехов (Табризи. Мишкат)

Вполне логично, что Дьявол должен испытывать такую ярость и унижение: долгие годы он бросал все свои силы на то, чтобы привести людей к грехам и ошибкам, а теперь он видит, как волна милости уничтожает все его старания, стирая грехи и ошибки людей. В одном из хадисов приводятся слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Дьявол велит своим приспешникам поджидать паломников у дорог, по которым те идут, чтобы сбить их (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей).

Имам Газали (да помилует его Аллах) рассказывал, как один праведник, обладавший особыми способностями, в день Арафата увидел Дьявола, который выглядел крайне слабым и бледным. Слезы текли из глаз Дьявола, и тело его было согнутым. Праведник спросил его:

– Почему плачешь?

– Плачу потому, что паломники собрались здесь, перед порогом Господа, без всяких иных мотивов. Боюсь, что Господь не позволит им вернуться разочарованными. Это заставляет меня плакать.

– А от чего ты так отощал и ослаб?

– От цокота копыт коней, который постоянно слышен на Божьем пути (имеются в виду хадж, умра (малое паломничество) и джихад). Хотел бы я, чтобы эти люди ходили вокруг и совершали всякие непристойности, – вот тогда бы я порадовался.

– А бледен ты отчего?

– От того, что вижу людей, побуждающих друг друга к добру и помогающих друг другу в хороших делах. Порадовался бы я, если б они вот так же побуждали друг друга к грехам.

– А отчего ты согнулся?

– Постоянно слышны их возгласы: «Господь, сделай конец моей жизни праведным!» Если человек постоянно беспокоится об этом, то разве можно стереть его добрые поступки.

Хадис 5

عن ابن شماسة رضي الله عنه قال حضرنا عمرو بن العاص وهو في سياقة الموت فبكى طويلا وقال فلما جعل الله الإسلام في قلبي أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فقلت يا رسول الله ابسط يمينك لأبايعك فبسط يده فقبضت يدي فقال ما لك يا عمرو؟ قال أردت أن أشترط، قال: تشترط ماذا؟ قال أن يغفر لي، قال: أما علمت يا عمرو أن الإسلام يهدم ما كان قبله وأن الهجرة تهدم ما كان قبلها وأن الحج يهدم ما كان قبله (رواه ابن خزيمة في صحيحه هكذا مختصرا ورواه مسلم وغيره أطول منه كذا في الترغيب)

Ибн Шимаса (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что находился около Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах) перед его смертью. Амр долго плакал, а потом рассказал, как принял ислам: «Когда Аллах ввел ислам в мое сердце, я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:

– Пророк (мир ему и благословение Аллаха), протяни руку, чтобы я принес тебе присягу.

Когда Божий посланник протянул руку, я придержал свою. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил:

– Что с тобой, Амр?

– Я хотел бы поставить условие, чтобы Аллах простил мне все мои прежние грехи.

– Амр, разве ты не знаешь, что ислам стирает все грехи, совершенные в состоянии неверия? И что переселение (во имя Аллаха) смывает все грехи, что были до этого? И что хадж уничтожает все грехи, что были до него?»

В этом хадисе тоже не говорится о том, какие грехи подразумеваются: малые или большие. Тут важно понимать, что, когда речь заходит об отношениях с другими людьми, и человек нарушает права других людей, присутствуют два элемента:

– нарушение прав другого человека;

– грех за этот проступок.

Грех прощается, но нарушение прав все равно остается и должно быть исправлено. Например, когда человек совершает воровство, появляются два элемента: чужое имущество и грех за его присвоение. Если грех будет прощен, это не значит, что украденное можно оставить себе.

Рассказывают, что в день Арафата во время своего прощального хаджа пророк (мир ему и благословение Аллаха) долго и чрезвычайно смиренно молил Аллаха простить его общину, на что Аллах ответил:

– Твоя мольба принята, и желание исполнено. Кто совершил грех против Меня, Я простил его. Но кто нарушит права других людей, тот отплатит Мне.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова раз за разом молил Аллаха:

– Господь! Ты можешь простить даже такой проступок.

Мгновенного ответа на мольбу не было, но на следующее утро, когда пророк был в долине Муздалифа, мольба была принята.

Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха), сосредоточенно молясь, неожиданно улыбнулся, что было не свойственно ему в такие моменты. Впоследствии он сказал:

– Аллах принял мою мольбу. Увидев это, Дьявол горько заплакал, начал кричать, посыпая голову песком и пылью (Мунзири. Таргиб)

Хадис 15 (с 6 до 14 были пропущены, см. их в самой книге)

إن الله ليدخل بالحجة الواحدة ثلاثة نفر الجنة: الميت، والحاج عنه، والمنفذ لذلك (عب هب عن جابر كذا في الكنز)

Джабир (да будет доволен им Аллах) передавал:

– За один хадж Аллах введет в рай троих: того умершего, за которого исполнялся хадж, самого исполнителя хаджа и того, кто сделал этот хадж возможным.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: 

«Человек, совершающий хадж за другого, получает ту же награду, что и тот, за кого он его исполняет» (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)

Ибн Муваффак (да смилуется над ним Аллах) рассказывал:

«Я совершил немало хаджей за пророка (мир ему и благословение Аллаха) и однажды увидел его во сне. Он сказал:

– Ибн Муваффак, ты совершал хадж за меня?

– Да, пророк.

– Ты произносил «Ляббайк» за меня?

– Да, пророк.

– В Судный день я сполна расплачусь с тобой. В тот день, пока других будут рассчитывать и призывать к ответу, я возьму тебя за руку и приведу к раю» (Забиди. Подарок богобоязненных господ).

Передаются следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Хадж, совершаемый за другого, приводит к тому, что четверо получают награду за хадж:

– оставивший завещание об исполнении за него хаджа;

– записавший это завещание;

– оплативший хадж

– и сам исполнитель хаджа» (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей).

В случае совершения хаджа за другого человека важно, чтобы намерение такого поступка было искренним. То есть в нем не должно быть ничего, кроме желания исполнить хадж за другого и помочь собрату по вере. Если присутствуют иные намерения – такие, как получение прибыли и т. п., – то человек, за которого хадж совершают, конечно, получит свою награду, но зато сам исполнитель лишится огромного блага.

Имам Газали (да помилует его Аллах) писал, что человек, совершающий хадж за плату, на самом деле торгует своей религией. Поэтому не следует делать исполнение хаджа за других людей источником заработка. Часто Аллах, вознаграждая нас за наши религиозные поступки, наделяет нас также и земными богатствами и властью. А в случае торговли религией наше имущество не увеличивается. И за мирскую прибыль мы не сможем выторговать у Аллаха религию.

 

Шейхуль хадис Мухаммад Закария аль-Ханафи (1898–1982), из книги: فضائل حج «Польза хаджа»

По материалам: http://islamdinr.ru/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: