ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ МУСУЛЬМАНАМ

Консьюмеризм (потребительство) распространяется в современной культуре, как чума. Многие люди превратились в неутомимые машины для шопинга, их жизнь сконцентрирована вокруг торговых центров, распродаж, новых предложений.+

В доисламский период – т.е. во времена невежества (джахилии) – арабы поклонялись всевозможным идолам, возвеличивали отцов и праотцов, у них бытовал трайбализм, расизм, сексизм. Кyр`ан и послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) были явлены не только как противоядие от этих порочных обычаев, но и в качестве руководства по решению любых человеческих проблем.
В наши дни мы переживаем «новую джахилию», когда вместо идолов и праотцов образ жизни нам диктуют знаменитости, когда женщина эксплуатируется рекламой как сексуальный объект (аллегория захоронения живьем, вы не находите?), а важнейший ритуал в храме консьюмеризма (торговом центре) – это, конечно же, шопинг!
Халяль/харам

Знаю, что многие ждут ответа на любой вопрос в рамках парадигмы халяль/харам. Если вы относитесь к их числу, то вам, возможно, не стоит читать дальше, так как вы не найдете искомого.
Вместо этого мы постараемся изучить исламский этикет расходования и отношения к деньгам, а искать ответ в терминах халяль/харам предоставим вам, основываясь на вашем собственном понимании своей ситуации.

Предупреждение Умара

Передается от Джабира ибн Абдуллaha (да будет доволен им Аллаh): «Однажды Умар ибн аль-Хаттаб увидел, как я нес мясо». «Что это, Джабир?» — спросил он. Я ответил: «Мне захотелось мяса, и я купил его» [предполагается, что в те времена мясо было своеобразным предметом роскоши]. «Все, что ты ни пожелаешь, ты будешь покупать? Тебя не страшит аят: «В тот день, когда неверующих представят Огню, им скажут: «Вы растратили свои блага в свой мирской жизни и попользовались ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения…»» (46:20).
В ответ кто-то возразит хадисом: «Поистине, Аллах любит видеть следы Своих благодеяний на Своем рабе» (Тирмизи).
Примечательно, что в другой передаче этот хадис звучит так: «Ешьте и пейте, раздавайте садаку без расточительства и высокомерия. Поистине, Аллаh любит видеть следы Своих благодеяний на Своём рабе» (Мустадрак аль-Хаким).

Не отставать от соседа

Эта идиома широко известна, она означает постоянно сравнивать то, что у вас есть (дом, машина, одежда и т.д.), с тем, что имеют соседи.
Это означает приоритет демонстративных покупок и трат ради соревнования с ближним, независимо от своих реальных потребностей и даже материальных возможностей.
В эпоху соцсетей и спутникового телевидения «сосед» может и не быть непосредственным соседом, это может быть любой случайный человек, живущий на другом конце света. Но по определению, каждый потребитель недоволен тем, что имеет (если имеет), и пытается соревноваться с неким собственным условным «соседом» (по своему представлению), и так до бесконечности.
Никто не может утверждать, что зависть изобрел современный капитализм – эта черта присуща человеку со времен творения, достаточно вспомнить историю Кабиля и Хабиля (Каина и Авеля) (Кyр`ан, 5:27-31).
Кроме того, желание обладать было заложено в Адама еще при сотворении (Кyр`ан, 20:120). Однако есть огромная разница между тем, чтобы признавать свои негативные черты и пытаться бороться с ними, и тем, чтобы позволять им контролировать свою жизнь, быть средством самоидентификации, определять взгляд на других людей.
Таким образом, принцип «не отставать от соседей» определяет культуру консьюмеризма.
Богач, который «взял одежду взаймы»

В «Сахих Аль-Бухари» приводится интересная история о Каабе ибн Малике – богатом человеке, сподвижнике Пророка (мир ему и благословение), который отказался участвовать в походе на Табук. Мусульмане бойкотировали его 50 дней, никому не разрешалось с ним говорить до тех пор, пока на этот счет не было получено откровение Аллаhа.
После долгого периода отчуждения Кааба от уммы, Аллаh принял его покаяние:

Означающее: «А также [простил] троих, оставшихся позади. [После проявленного ими малодушия] они оказались в таком состоянии, что земля со всем ее простором и необъятной широтой стала тесна для них [они не могли найти себе места], души «съежились», и они поняли, что для спасения вернуться можно лишь обратно к Богу. Через некоторое время Он дал им возможность раскаяться. Он может все простить [пока человек жив и имеет устремление к Господу] и Он бесконечно Милостив» (Кyр`ан, 9:118), и Пророк (мир ему и благословение) сообщил мусульманам эту счастливую весть. Как же рассказывает об этом сам Кааб?

«Утром пятидесятого дня я совершил молитву за одним из наших домов. Мы находились в таком положении, когда земля стала для нас тесной, и было муторно в моей душе. Несколько раньше я построил себе шалаш над возвышенностью Салаа и обычно находился там. И там я услышал громкий крик, дошедший до этой возвышенности. Кто-то громко кричал: «О Кааб ибн Малик! Радуйся!» Я упал ниц, понял, что пришло освобождение. Пророк во время совершения утренней молитвы (на заре) сообщил людям о том, что Аллаh нас простил, и тут люди отправились, чтобы сообщить нам эту радостную весть. К моим двум приятелям люди пошли пешком, чтобы сообщить эту весть. А ко мне прискакал человек на коне.

Посланец от рода Аслам доскакал до горы — а ведь голос быстрее доходит, чем конь. Когда человек, голос которого я услышал, доехал до меня, сообщил мне эту радостную весть, я снял с себя обе верхние одежды и накинул на него на радостях. Клянусь Аллаhом, кроме них на мне ничего не было тогда. Потом я взял одежды взаймы и надел их на себя. После этого я отправился к Посланнику Аллаhа…».

Это весьма поучительная история, в частности, из нее можно почерпнуть одну важную деталь из жизни богатых сподвижников: оказывается, у них не было шкафов, ломившихся от одежды и перед которыми они простаивали бы по полчаса, решая, что надеть! А ведь общеизвестно, что Кааб был богат, об этом можно прочитать в первой части рассказа, приведенного Аль-Бухари.
Просто у первых мусульман было не принято приобретать больше одежды, чем необходимо.
Поэтому, если мы хотим достичь чего-то на этом свете и в вечной жизни, нам действительно требуется переформатировать представления о наших потребностях, бюджете, расходах.

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Кур`ан, 17:29).

Но как именно придерживаться правил ислама в отношении потребительства и давать практические советы по борьбе с этой чумой, или хотя бы как минимизировать ее воздействие на нас и окружающих?

1. Занимайтесь тем, что действительно имеет смысл

Многочасовое времяпровождение в торговых центрах и одержимость выгодными покупками ведет к пустой и бессмысленной жизни. По определению, мусульмане – это люди, облеченные определенной миссией на этой земле, которые должны постоянно пытаться улучшить жизнь свою и других людей.
Итак, наш первый совет – обрести чувство удовлетворенности не от имущества, а от того, чем вы занимаетесь, от ваших деяний перед Господом и Его творением. Аллаh говорит в Кyр`ане:

«Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна» (Коран, 53:39-41).

Иными словами, занимайтесь тем, что вы действительно сможете взять с собой, когда уйдете, прекратите накапливать вещи, которые не пригодятся вам в будущей жизни.

2. Хватит гнаться за соседом

Важнейшая сторона шопинга – это желание показать себя и посоперничать с другими: больший телевизор, выше разрешение, больше гигабайт данных, быстрее интернет – даже если вам все эти дополнительные функции ни к чему. Конечно, все это вызвано чувством зависти и ревности.
Пророк (мир ему и благословение) научил нас мольбе, которую рекомендуется повторять каждый день утром и вечером: «О Аллаh, какое бы благословение не получил этим утром (или вечером) я или любое из Твоих созданий, оно исходит от одного Тебя, не имеющего сотоварищей, поэтому Тебе вся хвала, благодарность».
Задумайтесь, это действительно замечательно: ислам учит в первую очередь быть довольными тем, что у нас есть, и благодарить за это Аллаhа. Но этого мало: мы должны быть довольны тем, что есть у ДРУГИХ, и благодарить Аллаhа за то, что Он благословил их таким образом.

3. Поймите правильно: торговые центры вовсе не зло

Ислам – это религия равновесия. Читая эту статью, не подумайте, что жизнь в роскоши порицаема и нежелательна. Важно лишь держать материальное в руках, а не в сердце. Настоящая проблема в том, чтобы покупка новых вещей, хорошей одежды не стали одержимостью.
Поэтому идите, покупайте то, что хотите, но по дороге в магазин вспомните дуа, которое следует произносить, приходя на рынок:

«Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаhа, Единого, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит всё, и Ему всякая хвала! Он оживляет и умерщвляет, а Сам Он — Живой, который не умирает, Он распоряжается благом, и Он способен на всякую вещь» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

В исламе человек круглосуточно поклоняется Аллаhу, и при этом можно получать удовольствие от проведенного времени и делать то, что вы обычно делаете.
Слова этого дуа имеют огромную силу: люди в магазине должны помнить, что и магазины, а не только мечети, это элемент царства Аллаhа. Поэтому Ему одному следует поклоняться, Он один дает и дарует.
Более того, входя в торговый центр, каждый настроен сделать выгодную покупку, сэкономить 20%, купить «два по цене одного». Пророк (мир ему и благословение) учит нас, что произнесение этого дуа гарантирует удачное приобретение в этот день, даже если вы в итоге ничего не купите, ведь продолжение хадиса гласит: «Аллаh запишет ему миллион добрых деяний, стирает миллион прегрешений и построит дом в Раю».
4. После покупки

Однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару, на котором была красивая белая одежда: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом!» (Ахмад).
Этот хадис наглядно демонстрирует уравновешенность ислама, ведь ислам хочет, чтобы мы:
получали удовольствие от того, что имеем;
стремились к чему-то высшему и большему в жизни, чем просто вещи;
и наконец, жаждали встретиться с Аллаhом наилучшим способом, окончив жизнь как мученики ради веры.
Примечательно, что несколько слов этого дуа показывают, как Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) умел задавать ориентиры своим сподвижникам.
5. Воспитание духа: пост

Хотя нигде не упоминается, что пост – это лекарство от одержимости шопингом, нет никаких возражений против того, что практика поста действительно помогает отвратить сердце от мирских зависимостей. Пост начинается с изменения ежедневного графика приема пищи, однако простирается намного дальше и может избавить от многих вредных привычек, в том числе, и от страсти к покупкам.
Д-р Моханнад Хаким (Dr. Mohannad Hakeem)


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: