Права животных в Исламе

Ислам смотрит на животных с точки зрения реальности, обращая внимание на их важную роль и пользу для жизни человека. Лучше всего на это указывают несколько сур Священного Кyр`ана, которые Всевышний Аллаха назвал в честь животных. Например, сура «Корова», «Скот», «Пчелы» и т.д.

Священный Кyр`ан говорит об уважении по отношению к живым существам, разъясняет их степень и указывает на их важность для человека. Всевышний Аллах говорит:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу. Они украшают вас, когда вы пригоняете их обратно вечерами и выводите на пастбище по утрам. Они перевозят ваши грузы в края, достичь которых вы могли бы только ценой больших усилий. Воистину, Господь ваш — Сострадательный, Милосердный» (ан-Нахль, 5-7)

Некоторые права животных в исламском законодательстве

Одним из самых важных прав, которые утвердил ислам для животных, является то, чтобы их не мучали. Передается от Джабира (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо осла, на морде которого было поставлено клеймо, и он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Да проклянёт Аллах того, кто поставил это клеймо!» (Муслим 2117).

Также передается от Абд Аллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что:

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проклял того, кто уродует животных» (Аль-Бухари 5196; ан-Насаи 4442; ад-Дарими 1972).

Все это означает, что с точки зрения ислама причинение страданий животным и отсутствие милосердия к ним считается преступлением.

Ислам предоставил животным право, чтобы их не мучали и не морили голодом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Одна женщина была подвергнута мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не умерла. Это женщина оказалась в огне, ибо, удерживая эту кошку взаперти, она не кормила и не поила её, и не позволяла ей поедать живность, ползающую по земле» (Аль-Бухари 2236; Муслим 2242).

Сахль ибн Аль-Ханзалия (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел верблюда, переносившего поклажу, которая была столь огромной, что за ней не было видно ни спины верблюда, ни его живота. Тогда он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Бойтесь Аллаха в обращении с вьючными животными. Они должны быть здоровыми для верховой езды и приема пищи» (Абу Дауд 2548; Ахмад 17662; Ибн Хиббан 546).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал использовать животных для того, для чего они были созданы. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал об основной пользе от животных, сказав:

«Я предостерегаю вас от того, чтобы использовать спины ваших верховых животных как минбары. Ибо, поистине, Аллах подчинил их вам для того, чтобы они вас возили в страны, в которые вы могли добраться с огромными трудностями» (Абу Дауд 2567; аль-Байхаки 10115).

Исламское законодательство утвердило право животных на то, чтобы их не использовали как мишень. Однажды Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) проходил мимо двух мальчиков-курейшитов, которые привязали птицу и бросали в неё. Он (да будет доволен им Аллах) сказал им:

«Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял того, кто сделал мишенью что-то, в чем есть душа» (Аль-Бухари 5196; Муслим 1958).

Одним из самых важных прав животных, с которыми пришел ислам, является обязательность проявления милосердия и мягкости к ним. Это право воплотилось в словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. При виде этого человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня», — после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. Поднявшись на поверхность земли, он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи».

Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?»

Он сказал: «Награда полагается за всё живое» (Аль-Бухари 5663; Муслим 2244).

Передается от Абд Аллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Мы были в пути вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а когда он отошёл по нужде, мы увидели птичку, с которой были два маленьких птенца. Когда мы взяли этих птенцов, их мать подлетела к нам и начала щебетать. Тогда пришёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: 

«Кто разлучил её с птенцами? Верните ей детенышей» (Абу Дауд 5268; аль-Хаким 7599).

Исламское законодательство призывает заботиться о правах животных, выбирая для них плодородные пастбища. Если же таковых нет, то необходимо отправить их в другое подходящее место. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом так:

«Поистине, Преславный и Всевышний Аллах – мягкий, любит мягкость и доволен ею. Он помогает за неё так, как не помогает за суровость. Если же вы ездите верхом на этих различных вьючных животных, то обходитесь с ними достойно. Если же земля бесплодная, то найдите более благоприятную землю» (Малик 1767).

Существует более высокая и ценная степень, которую ислам вменил в обязанность по отношению к животным, чем милосердие – это степень благодеяния и уважения их чувств. Самым великим проявлением этого нрава является то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил мучать животных в момент их заклания: будь то телесные мучения (плохое отношении к ним перед закланием или использование неострого орудия для этого), или же моральные мучения (показывать им орудие заклания) – таким образом для животного происходит, как бы, более одной смерти.

Передают, что Шаддад ибн Аус (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Воистину, Аллах предписал умение во всех делах. Если убиваете, то убивайте надлежащим образом, если же зарезаете, то зарезайте надлежащим образом. И пусть каждый из вас заточит свой клинок и не причиняет страданий жертве» (Муслим 1955; Абу Дауд 2815; ат-Тирмизи 1409).

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо человека, который поставил ногу на бок барана и затачивал свой клинок, а баран в это время смотрел на него. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

«Разве нельзя было наточить нож до этого? Или ты хочешь, чтобы он пережил много смертей?!» (Аль-Хаким 7563).

Таковы права животных в исламе: они окружены безопасностью и спокойствием, безмятежностью и уверенностью, пока находятся в обществе, которое озаряет исламская цивилизация.

 

Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани, из книги: «Аль Ахълякъу уаль Къиему фи-ль-Хадарати-ль-Исламия»

По материалам: http://islamdinr.ru/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: