ПРАВДИВОСТЬ И ЕЕ СМЫСЛ

Поистине, правдивость (сидку) – опора мюрида, его порядок, культура и совершенство. Правдивость – степень, следующая за степенями пророчества. И самое малое в правдивости – это чтобы твои тайные и явные деяния соответствовали друг другу. Существуют также сиддики(Сиддик – правдивейший, титул человека, известного своей
запредельной честностью) – те, кто правдивы во всех своих словах, действиях и состояниях.

Знайте, что правдивость – это внутреннее и внешнее соответствие истине. Поэтому правдивый человек – сиддик – это тот, кто благодаря праведности своего сердца не обращает внимания на то, что из сердец людей исчезло уважение к нему. Истинный праведник (сиддик) не любит, чтобы люди замечали даже малую толику из его добрых деяний, и не относится с ненавистью к тому, что люди могут заметить какие- либо его дурные деяния.

Имам аль-Джунайд (да будет свята его душа) сказал: «Правдивость – это способность говорить правду даже тогда, когда тебе без лжи попросту не спастись. Ведь ложь отвергаема шариатом и порицаема человеческой природой».

Достоинство правдивости

Поистине, язык – это ценность, это достоинство человека, и тот, кто исправил свой язык, приобретает почёт и уважение. В разъяснении ценностей правдивости нам достаточны следующие изречения Пророка (мир ему и благословение):

«Откажись от того, что вызывает у тебя сомнение, в пользу того, в чём у тебя сомнений нет. Поистине, правда – это покой для сердца, а ложь вселяет сомнение».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отмечал:

«Воистину, правда побуждает к добру, а добро приводит в Рай. Воистину, ложь толкает к порочности, а порочность приводит в огонь Ада».

Когда у Лукмана аль-Хакима (да будет свята его душа) спросили: «Благодаря чему ты достиг этой степени?» – он
ответил: «Правдивость речи и оставление того, что меня не касается».

Учёные-богословы сошлись во мнении, что спасение нафса заключено в правдивости, хоть это и навлекает на человека трудности, а порой даже и наказание. Они отмечали:

«Придерживайся правдивости, ибо там, где ты боишься, что она тебе навредит, она принесёт тебе пользу. Оставь ложь, ведь там, где ты ожидаешь получить от нее пользу, она тебе обязательно навредит».

Как бы торговец ни полагал, что, солгав, хорошо продаст свой товар, он сильно ошибается. В предании от сподвижников говорится: «Не обеднеет правдивый торговец».

Вред лжи.

Пророк (мир ему и благословение) предостерегал от лжи, разъясняя нам то, что мусульманину может быть присуще множество порицаемых качеств, но только не ложь. Поистине, мусульманин не лжёт.

Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), может ли верующий украсть?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Может». Тогда Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) снова спросил: «А может ли верующий совершить прелюбодеяние?». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, даже если бы Абу Дарда хотел обратного». Сподвижник спросил: «А может ли верующий солгать?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Измышляет ложь тот, кто не уверовал».

В другом предании говорится так: «Нет, измышляют ложь лишь те, которые не уверовали».

Пророк (мир ему и благословение) особо предостерёг тех, кто лжет на собраниях людей с целью вызвать у них смех. Он сказал: «Беда тому, кто рассказывает, чтобы рассмешить людей, и при этом лжет. Горе ему! Горе ему!».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также разъяснил и то, что ложь допустима только в трёх случаях: на войне, ибо война
– обман; тому, кто примиряет двух людей; и тому, кто желает помириться со своей женой.

И нет сомнения в том, что ложь – это врата ко всем грехам. Ведь лживость – это самое отвратительное качество.

Рассказывают, что к Пророку (мир ему и благословение) пришёл один человек и сказал ему: «Я попал в беду из-за совершения трёх грехов: лжи, прелюбодеяния и употребления алкоголя. У меня не хватает воли избавиться от них». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Откажись от лжи!». После чего тот ушёл. Когда же этому человеку захотелось совершить прелюбодеяние, то он сказал про себя: «Я совершу грех прелюбодеяния, и потом Пророк (мир ему и благословение) спросит меня, совершил ли я его. Если я признаюсь, то он накажет меня сотней ударов, а если солгу, то нарушу обещание». Так он
отказался от этого греха. Но вскоре ему захотелось испить вина. И вновь он задумался и отказался от этого греха. Затем он осознал, что в основе всех грехов лежит ложь.

Мухаммад ибн аль-Харави (да будет свята его душа) говорил: «Самыми большими бедами для человека являются два качества: отказ от правды, зная награду за неё, и произнесение лжи, зная наказание за неё».


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: