ПРАВИЛА РУКОПОЖАТИЯ (МУСАФАХА) В ИСЛАМЕ

С арабского языка слово «мусафаха» переводится как рукопожатие. Правила приличия Ислама требуют, чтобы два мусульманина при встрече всегда пожимали друг другу руки. Поэтому отводить взгляд или отдергивать руку, когда протягивают руку для пожатия, является бестактностью. В одном из хадисов говорится, что рукопожатие представляет собой дополнение к приветствию (Тирмизи, Истизан, 31).

Пророк Мухаммад ﷺ всегда протягивал руку тем, кто подходил к нему, держал руку до тех пор, пока собеседник сам не выдергивал руки. Он никогда не отворачивался, пока не отворачивался его собеседник (Тирмиз, Кыямат, 46).

Пророк Мухаммад ﷺ поощрял своих сподвижников пожимать друг другу руки следующими словами: «Если два мусульманина при встрече пожмут друг другу руки и, вознося хвалу Аллаhу, попросят прощения, то они оба будут прощены» (Абу Дауд, Адаб, 142).

Прощение, о котором здесь идет речь, касается всех грехов, кроме тех, которые затрагивают права человека. Тот факт, что такой простой и элементарный поступок, как рукопожатие, служит прощению грехов, говорит о том, насколько большое значение это имеет. В нашей религии даже теплое слово, (Ибн Ханбаль, 2/316) даже обыкновенная улыбка трактуется как благочестивое деяние, так как дружественные отношения между людьми складываются именно из таких, на первый взгляд, мелочей (Тирмизи, Бирр, 36).
Религиозные правила Ислама, кроме рукопожатий, разрешают друзьям обняться после разлуки или после возвращения с путешествия. Даже можно поцеловать лоб или руку.
Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывала, что была свидетельницей того, как Пророк Мухаммад ﷺ обнимался с Зайдом бин Харисом (радиаллаху ‘анху), который вернулся с похода (Тирмизи, Истизан, 32).
Кроме того, известно, что когда Джафар бин Абу Талиб (радиаллаху ‘анху) вернулся из Эфиопии, Пророк Мухаммад ﷺ обнял его и поцеловал между глаз. По сообщению ибн Умара (радиаллаху ‘анху), Пророк Мухаммад ﷺ разрешал некоторым сподвижникам поцеловать ему руку (Абу Дауд, Джихад, 96).

Рассказ Сафвана бин Ассала (радиаллаху ‘анху) доказывает, что в некоторых случая целование рук допускается.
«Один из иудеев сказал другому:
– Отведи нас к этому Пророку (имеется в виду Пророк Мухаммад ﷺ)
Тот иудей сразу возразил ему:

– Ни в коем случае не называй его Пророком! Если он услышит это от тебя, он так сильно обрадуется, что в его глазах пронесутся веселые искорки.
Затем они пришли к Пророку Мухаммаду ﷺ и спросили о девяти повелениях. Пророк Мухаммад ﷺ ответил им следующим образом: «Не придавайте Аллаhу сотоварищей, не крадите, не совершайте прелюбодеяния. Не убивайте невинных людей, не лжесвидетельствуйте и не обвиняйте безвинных, не занимайтесь колдовством, не занимайтесь ростовщичеством, не клевещите на целомудренных женщин, не проявляйте трусость во время боя. И еще одно правило, но оно касается лишь вас – иудеев. Никогда не нарушайте запрет субботы»

Иудеи от радости поцеловали руки и ноги Пророка Мухаммада ﷺ и воскликнули:
– Мы свидетельствуем, что ты действительно истинный Пророк!
Пророк Мухаммад ﷺ спросил:

– В таком случае, что вас удерживает от исповедования моей религии?
Иудеи ответили:

– Пророк Дауд (алейхис-салям) помолился Господу, чтобы Пророки всегда были из его потомства. Мы опасаемся, что если мы последуем за тобой, то иудеи убьют нас» (Тирмизи, Истизан, 33)

В свете этих хадисов ученые пришли к выводу, что мусульманам можно целовать руки уважаемых людей, которые прославились своей праведностью, ученостью, справедливостью и богобоязненностью. Но целовать руки ради мирского богатства категорически запрещается (Ибн Хаджар, Фатхуль Бари, XI, 57).
Кроме того, запрещаются рукопожатия между мужчинами и женщинами. Исключением являются те случаи, когда они являются близкими родственниками, или если женщина преклонного возраста. Пророк Мухаммад ﷺ, принимая байат (клятву верности) у женщин, особенно избегал рукопожатий, (Бухари, Талак, 20) утверждая: «Я не здороваюсь с женщинами за руку» (Ибн Маджа, Джихад, 43).
К сожалению, в наши дни мы часто видим, как парни и девушки при встрече обмениваются рукопожатиями. Хотя долгом каждого мусульманина является беспрекословное следование учению Пророка Мухаммада ﷺ.

Источник: Авторы: Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Мурат Кая, из книги: «Лучший Пример», том 3, стр. 257-259

По материалам: http://islamdinr.ru/

 

 


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: