Сура «Аср»: вера, благие деяния, истина и терпение

Сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) при встрече обязательно читали друг другу суру «Аср». («Именем Аллаха, Милость Которого вечна и безгранична. Клянусь предвечерним временем. Поистине, все в убытке, кроме тех, что уверовали, совершали благие деяния, заповедовали друг другу Истину и терпение»).

Cура «Аср» — одно из чудес Небесной Книги, формула спасения от пустой траты жизни.

Известный толкователь Корана Фахреддин Рази говорил, что постиг смысл суры «Аср» благодаря продавцу льда.

Багдадский торговец обращался к людям: «Купите лёд! Помогите человеку, чей основной капитал утекает». Предназначенный для охлаждения напитков, лёд неумолимо таял под жарким солнцем. Проходивший мимо великий аулия Джунайд Багдади услышал слова продавца и потерял сознание. Когда он пришёл в себя, то прокомментировал случившееся: «Я увидел, как тает не лёд, а моя жизнь».

Жизнь человека — самый ценный капитал и аманат, данный Всевышним на определённый срок. Власть над нашими судьбами принадлежит Аллаху. Он по Своему желанию даёт людям жизнь и отнимает её. Наши дни на земле уходят мгновение за мгновением, и каждое ценно для человека, ибо может привести к благоденствию. Если же часы заполнены грехами и пустыми занятиями, то дело плохо. В убытке останутся те, кто не осознают безвозвратности уходящего времени.

В суре «Аср» Всевышний Аллах клянется временем, подчёркивая его огромную значимость для человека. По мнению исламских учёных, арабское слово «аср»имеет несколько значений: «время», «жизнь», «день и ночь», «период послеполуденного намаза, асра», «эпоха, эра, век», «пора, когда жил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям).

Смерть ожидает всех. Кем бы ни был человек, какими бы богатствами ни обладал, он останется в убытке без знаний о спасении от духовного банкротства. Любого из нас ожидает Отчёт о том, как и на что мы потратили жизнь. В Коране говорится, что за все деяния человек получит сполна в День Суда: «Воздаётся каждому по заслугам» (Сура «ан-Наджм», 53 / 39).

Из переданного Абу Берзом хадиса известно, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «В День Суда человек не сдвинется с места, пока не ответит на четыре вопроса: где и как прожил жизнь; как применил знания; каким образом заработал и на что тратил имущество; как и на каком пути использовал своё тело» (Тирмизи, «Кыямат», 1).

Один из персонажей русской литературы размышлял: «Собственно говоря, я растратил себя по мелочам. Кажется — жил, жил, и даже очень, а вот вспоминаешь — и всё хлам, пустяки всё». Чтобы не растратить бесполезно и бесцельно силы, здоровье, способности, время, в суре «Аср» человеку дано предупреждение. Всевышний предупреждает: в убытке те, кто не выполняет Его предписаний верить, совершать добрые дела, проповедовать истину, быть терпеливым. Несчастны люди, которые далеки от служения Аллаху. Спасутся те, кто постиг Истину и передают её из поколения в поколение. Ибо каждый мусульманин обязан распространять знания.

Вера

Всевышних Аллах приводит в пример тех, кто уверовал. Люди неверующие или последователи искажённых книг обречены. Через Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Всевышний разъяснил в Коране смысл веры. Иман заключается в том, чтобы верить сердцем в Аллаха, в ниспосланные через Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) повеления, и подтверждать их поступками.

Вера в Аллаха — в свидетельстве, что нет божества, кроме Него. Аллах есть. Он Один, и Его существованию нет начала и конца. Он не похож на Свои творения. Аллах существует Сам по Себе, ни в чём и ни в ком не нуждается, но все нуждаются в Нём. Аллах Вечен. Он всё Знает, Видит, Слышит, Делает всё, что пожелает, и никто не может помешать Ему. Аллах обладает Бесконечной Силой. Он Всемогущий Творец, который может из ничего создавать то, что пожелает. Аллаху присуща Речь, услышать которую Он дал возможность пророкам. Священная книга Ислама — Коран является Речью Аллаха.

Человек, который верит в Аллаха, никогда не поступит безнравственно, потому что Аллах его видит, слышит и может наказать. Один из таких примеров — случай, произошедший с праведником Азизом Махмудом Хюдаи.

Однажды учитель сказал ученикам: «Сегодня у нас будет торжественный ужин. Каждому из вас надо зарезать курицу, но так, чтобы этого никто не видел». Наступило время ужина, но один шакирд так и не пришёл. Он появился очень поздно и с живой курицей в руках. Огорчённый невыполненным заданием, ученик признался: «Я нигде не мог найти укромного места. Везде, где бы я ни находился, меня видел Аллах Тааля».

Азиз Махмуд Хюдаи, а именно он был тем учеником, впоследствии стал великим аулия. Его пример демонстрирует состояние ихсана — осознания того, что мы постоянно находимся под наблюдением Всевышнего. Вера влияет на жизнь человека, ибо разбивает оковы невежества и даёт надежду. Му`мины спокойно встречают каждый новый день, ибо они уверены в помощи Аллаха.

Благие деяния

Вера всегда ведёт человека по правильному пути, однако её недостаточно для спасения и обретения вечного счастья. Вера не должна оставаться лишь словами, а должна стать образом жизни. В Коране амалю салих — добрые деяния упоминаются на втором месте после имана. Это намаз, пост, закят, Xадж. Шахада (слова свидетельства веры) тоже становится богоугодным поступком, если произносится с намерением совершить зикр. Так мусульманин выполняет повеления Создателя.

Благие поступки разделяются на деяния, полезные личности (поклонение и молитва) и деяния, полезные ближнему (садака, закят — материальная и моральная помощь). За них человек удостоится Милости Всевышнего.

Известна история одного аулия. «Как-то раз ученик Давуда Таи приготовил для своего учителя баранину и радовался, потому что тот довольно долго не ел мяса. Когда юноша поставил перед ним кушанье, Давуд Таи поинтересовался, как живут сироты в соседнем селении. Ученик ответил, что плохо. Тогда наставник попросил передать приготовленное мясо детям: «Съеденное нас покинет. Если же мясо отведают сироты, то саваб поднимется до великого Арша (Престола Создателя)».

Люди с доброй душой не могут оставаться равнодушными к чьей-либо беде и всегда готовы помочь. Однажды в доме Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) зарезали овцу. После раздачи мяса людям он спросил, что осталось в доме. Супруга ответила, что только одна лопатка. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) же возразил: «О, Айша, лучше скажи: «Всё, кроме этой лопатки, стало нашим» (Тирмизи, «Кыямат», 33).

Имам Газали рекомендовал мусульманам неустанно совершать добрые дела: «Помогайте своим братьям едой, деньгами, всем необходимым, поддерживайте морально, навещайте больных. Оказывайте помощь, когда они заняты, напоминайте им, когда они забыли. Относитесь к ним с уважением, не жалуйтесь на их недостатки ни им самим, ни другим, не давайте им заведомо невыполнимого совета. Будьте внимательны друг к другу, отмечайте положительные качества своих спутников и давайте знать, что любите их. Прощайте собратьям недостатки, молитесь об их благополучии как о собственном. Будьте тверды в дружбе».

Верующий отдаёт долг Всевышнему. Подчиняясь Его повелениям, он искренне служит ради Аллаха и людям. Для этого нужно жить в состоянии таква (богобоязненности). Однажды благочестивого Умара (радыяллаху анху) спросили, что такое таква. Он ответил: «Представьте, что вы идёте по полю, заросшему колючками. Что вы делаете, чтобы колючки не порвали вашу одежду? Вы будете идти осторожно, приподнимая подол. Так и таква. Чтобы к вам не пристало греховное и недозволенное, берегите своё сердце».

Таква — это защита от грехов и очищение души от всего, кроме веры в Аллаха. Только в чистом сердце может находиться истинное знание.

Истина

В суре «Аср» перечислены все четыре условия спасения от духовного и материального убытка. Сначала человек обретает иман, затем начинает действовать и жить согласно вере, затем ему полностью раскрывается Истина, которую он должен донести до людей. Ислам учит, что мусульманину недостаточно самому идти по прямому пути, он должен повести по нему и других.

Нужно воплощать Истину в жизнь наилучшим образом. Сахабы стремились усвоить знания, которые им открывает Всевышний Аллах, и запоминали по десять аятов Корана. Они переходили к изучению следующих только после того, как на практике реализовывали полученные знания. Например, благочестивый Умар (радыяллаху анху) учил суру «аль-Бакара» в течение 12 лет.

Книга Всевышнего Аллаха полна Истины, поэтому, как бы ни старались враги Ислама уничтожить Коран, он продолжает воздействовать на людей. Потому число мусульман на земле растёт день ото дня. Однажды у Бернарда Шоу спросили, что кажется ему наиболее непостижимым. Писатель ответил: «Меня заставляет задуматься тот факт, что среди множества запутанных идей и мнений Коран смог сохраниться неизменным и до сих пор не потерял своей актуальности».

За 1400 лет не потеряли актуальности и высказывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который жил согласно заповедям Всевышнего. Духовные наследники Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) соблюдали повеления Аллаха даже в мелочах.

Однажды к Абу Ханифе (рахматуллах) пришла женщина с просьбой помочь ей справиться с постоянными требованиями сладостей сыном. Имам Азам пригласил её прийти через три дня. Ученики Абу Ханифы удивились, на что имам сказал: «Слова не возымеют силы, пока в моём желудке не переварилось сладкое. Через три дня я буду вправе давать наставления».

Знанием нужно постоянно делиться с окружающими. Существует закят знания — передача его людям, равно как закят с имущества — выплата определённой его части и закят тела — пост. Это богослужение ведёт к очищению. Чем больше человек рассказывает об Истине, тем чище становится его знание и всё в мире. Нужно раскрыть людям цель служения Создателю, Который наделил нас умом и сознанием, ниспослал пророков для воспитания. Аллах предоставил человечеству в пользование Вселенную и все земные блага. Он щедр, терпелив, милостив, а мы слабы и беспомощны.

Как руководство в делах Аллах дал нам Коран и Сунну, которые мы обязаны сохранить и передать следующим поколениям. Если все мусульмане будут жить по заповедям веры, совершая во имя Аллаха добрые поступки и распространяя Истину, то на земле воцарятся мир и благоденствие. Пример истинного му`мина не может не оказать положительного воздействия на окружающих.

Эту истину прекрасно подтверждает случай, рассказанный праведником. По соседству с армянской семьёй жил продавец молока. Старик хорошо ухаживал за коровами, наверное, поэтому молока хватало и на продажу, и на садака: молочник помогал нескольким нуждающимся семьям. Когда члены армянской семьи возвращались вечером домой, то замечали силуэт в окне — молящегося соседа. Однажды старик пришёл к армянину с огромным бидоном и сказал, что это молоко по праву принадлежит ему. Сосед удивился и стал отказываться, однако молочник настаивал на своём. Ибо он не уследил за коровами, а те забрели на поле армянской семьи и паслись целый день. Поэтому старик решил приносить молоко, пока пища в желудках животных полностью не переварится. И действительно, в течение сорока дней в одно и то же время молочник приносил армянской семье полные бидоны молока. Армянин заинтересовался, почему его сосед так поступает, и понял, что так велит религия старика. После этого он принял Ислам.

Призывать к Истине можно и нужно не только словами, а прежде всего личным примером.

Терпение

Это последнее условие спасения, о котором говорит Всевышний. Быть терпеливым — значит последовательно выполнять все Повеления Аллаха, независимо от ситуации не терять присутствия духа, внутренней гармонии и веры, бороться с вредными привычками и противостоять греховному. Степень терпения человека зависит от силы его имана, образованности, культуры. Это означает довольство Волей Аллаха и способность сказать: «О, Великий Создатель! Я склоняю голову перед Твоей Волей. Пусть всё, что происходит, окажется благом для меня».

Терпеть ради Аллаха и суметь испить из чаши страданий — и есть истинный сабр. Не случайно сура «Аср» завершается подобным призывом. В Коране говорится: «Без сомнения, Аллах с теми, кто терпелив» (Сура «аз-Зумар», 39 / 10).

«Только тем, кто терпелив, будет вознаграждение бесконечное» (Сура «аль-Бакара», 2 / 155).

«О, уверовавшие! Обретайте поддержку в терпении и молитве. Воистину, Аллах  с терпеливыми» (Сура «аль-Бакара», 2 / 153).

«О, вы, которые уверовали! Терпите (тяготы поклонения Аллаху и житейских невзгод), будьте стойки (против врага во время сражений). И бойтесь Аллаха,  может быть, вы преуспеете» (Сура «Али Имран», 3 / 200).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто терпелив, станет победителем, а знание начинается с терпения».

В суфийском понимании терпения есть три стадии. На первой раб Аллаха перестаёт сетовать. Это стадия раскаяния. На второй — суфий довольствуется происходящим по Велению Всевышнего. Это уровень аскета. На третьей раб начинает любить всё, что Господь для него совершает. Это стадия подлинных аулия.

Соблюдение всех четырёх условий, о которых говорит Всевышний в суре «Аср» — вера в Аллаха, совершение богоугодных поступков, стремление овладеть истинными знаниями и распространять их, а также терпение —  укрепит веру, приведёт мусульманина к истинному иману, спасению и обретению счастья в обоих мирах.

Сура «Аср» для заучивания наизусть с детьми:

islamisemya.com


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: