Все благое исходит от Аллаха, а все дурное и злое исходит от нафса человека

Исламские богословы исходя из аята Кyр`ана, который гласит:

«Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (Сура 4 «Женщины», аят 79)

говорят, что добрые дела и благие поступки исходят от предопределения человека, а дурные дела и грехи исходят от человеческой воли. И что именно по этой причине вера в предопределение и в человеческую волю являются столбами веры.

Здесь на ум может прийти вопрос; почему добрые дела и благие поступки исходят от предопределения человека, а дурные дела и грехи исходят от человеческой воли? Не должны ли оба и грехи и благодеяния исходит от человеческой воли?

Проясним этот вопрос с помощью следующего примера:

Представьте себе корабль, экипаж которого состоит из ста человек и который перевозит грузы из Трабзона в Стамбул. После очередного рейса в Стамбул прибыль, полученная от продажи перевезенных товаров, составило миллион долларов. И если рулевой корабля потребовал бы девяносто девять процентов прибыли, аргументируя это тем, что если бы не он, то корабль не доплыл бы до Стамбула, и не была бы получена такая большая прибыль, все остальные члены экипажа возразили бы ему словами: «Мы тоже трудились не меньше тебя. Без нас в одиночку ты не смог довести корабль до Стамбула. Поэтому прибыль должна быть разделена на сто равных частей и твоя доля будет составлять лишь один процент от всей прибыли».

И если при возвращении обратно в Трабзон, корабль потерпит крушение по вине рулевого, который находился в состоянии алкогольного опьянения во время крушения и если тот скажет своим товарищам, что надо разделит убыток на сто частей, также как разделили прибыль, все остальные члены экипажа возразили бы ему словами: «Да мы разделили прибыль, потому что все мы внесли свой вклад для получения прибыли, а за убыток, понесённый в результате кораблекрушения ответственен только ты, поскольку мы все выполнили свои обязанности, а ошибку, которая привела столь плачевным результатам, допустил ты. И поэтому вина за этот инцидент лежит на тебе и именно ты должен возместить этот убыток».

Исходя из этого рассказа человеческое тело подобно кораблю. А человеческая воля подобна рулевому этого корабля. Человеческая воля играет большую роль в возникновении его действий. Но для возникновения действия недостаточно одной воли. При возникновении действия задействована не только воля, но задействованы и все остальные человеческие органы и чувства. Создателем этих органов, чувств и действий которые возникли в результате их использования, является Аллах. Единственной вещью среди них, которая исходить от человека является его воля.

Если человек использует свою волю для благих дел и станет причиной возникновения добрых деяний, как в примере с кораблём тогда доля человеческой воли в возникновении этого добра будет равна одному проценту.

Как говорят исламские богословы:

«Добрых деяний хочет милость Аллаха, а создание этих добрых деяний осуществляет Его же могущество. И спрос, и предложение, и источник и причина оба исходят от Аллаха. Человек может обладать этими благими делами лишь только молитвой, верой, осознанием могущества Аллаха и упованием на Него».

Человек не имеет право на гордыню, поскольку доля человеческой воли в возникновении этих благ ничтожна мала. Это распространяется и на другие благодеяния и хорошие дела.

А если человек использует свою волю для дурных деяний и для совершения зла и станет причиной возникновения зла, он так же как рулевой потопивший свой корабль будет ответственен за эти дурные деяния. И вся вина и ответственность за эти дурные дела будут принадлежать ему одному.

Поскольку дурные деяния и грехи относятся к категории разрушений, несмотря на то, что эти дурные деяния создаются Аллахом, ответственность за них несет человек, поскольку именно он пожелал их сотворение. По этой причине создание зла не является злом, злом является обретение (пожелание) зла. По этой причине вся ответственность принадлежит нафсу (эгоизму, самости).

Человек должен знать, что всё доброе и хорошее что он сделал, исходит от предопределения (то есть от Аллаха), и не должен гордиться ими, и проявлять гордыню по этому поводу.

Также он должен знать, что дурные деяния и грехи исходят от его нафса (эгоизма, самости) и должен осознавать, что именно он ответственен за них и должен просить прощения за свои грехи у Аллаха.

Но, к сожалению, в наши дни те, кто не осознают по какой причине вера в предопределение и в человеческую волю вошли в число столбов веры, считают, что добрые деяния исходят от их нафса, а плохие деяния и грехи исходят от их предопределения.

Вот что говорят исламские богословы об этом:

«Если человек, рассуждающий о предопределении, является человеком набожным, который обладает хорошим нравом, он знает что вселенная и его нафс принадлежат Аллаху. И имеет право рассуждать о предопределении и о человеческой воле. Потому что он берет на себя ответственность за содеянное и осознает, что он и все вокруг являются собственностью Аллаха и что именно по его человеческой воле были созданы его деяния. Он признается, что именно он хотел совершения грехов и дурных деяний и знает что его Господь превыше и пречист от совершения зла. И осознает, что является рабом Божьим и что этот мир является местом испытания его веры».

«И для того что не возгордится добрыми делами и благими поступками которые исходят от него он отдает их предопределению и место того чтобы гордится ими он воздаёт хвалу Аллаху за них. А трудности и беды которые он испытывает в жизни он также отдает предопределению и проявляет терпение».

«Если же человек, рассуждающий о предопределении, является человеком беспечным, невежественным который обладает дурным нравом; в таком случае этот человек не имеет право рассуждать о предопределении и о человеческой воле. Потому тот ведомый беспечностью и неверием отдаёт вселенную причинам, тем самым распределяя собственность Аллаха этим причинам. И утверждает, что он сам является своим хозяином. Свои деяния он отдает себе и причинам. А ответственность и ошибки он отдает предопределению».

В таком случае существования предопределения и человеческой воли, которая, по его мнению, принадлежит Аллаху, будут бессмысленными. И превратятся в наущения нафса, которые тот использует для того избежать ответственности вопреки причинам их существования.

muslim.kz


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: