Все о Курбан Айте

Каково требование шариата относительно закалывания жертвенного животного в Курбан айт?

Согласно мазхабу ханафитского толка, закалывание жертвенного животного теми, кто в состоянии сделать это, является уаджибом.

Доказательство:

Всевышний Аллах приказал: «Совершай молитву ради твоего Господа и закалывай жертвенное животное». («Аль-Каусар», 108/2)

Это указание Всевышнего указывает на обязательность закалывания жертвенного животного.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто имея возможность, не закалывает жертвенное животное, не приближается к местам, где мы совершаем намазы».

Нет сомнения в том, что такое строгое предупреждение указывает на обязательность закалывания жертвенного животного.

И высказывание нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Закалывайте жертвенное животное! Ведь это – сунна вашего предка Ибрахима (мир ему)»,-не противоречит общеобязательности закалывания жертвенного животного. Так как выражение «сунна» означает «путь, дорогу». Это прямо указывает на то, что  принесение животного в жертву – путь, дошедший до нас от пророка Ибрахима (мир ему).

Кто должен совершать жертвоприношение?

Закалывание жертвенного животного является уаджибом при наличии следующих условий:

1. Быть мусульманином;

2. Не быть мусафиром (путником) во время Курбан айта;

3. Обладание, в добавок к необходимому имуществу, денежными средствами, равными нисабу. Размер нисаба равен 85 граммам золота или же количеству денег, равный указанному весу золота. При этом не обязательно, наподобие требованию выдачи закята, чтобы хозяин нисаба, который вменяет закалывание жертвенного животного, обладал им в течении года.

Искренность намерения при закалывании жетвенного животного – обязательна. Так как, животное можно заколоть, как с целью поклонения, так и с целью употребления его мяса.

Время закалывания жертвенного животного

Время закалывания жертвенного животного начинается с момента совершения праздничной молитвы (айт намаз), и продолжается вплоть до заката солнца третьего дня Курбан айта, остается немного времени. Человек, по каким-либо уважительным причинам пропустивший айт намаз, может закалывать жертвенное животное по прошествии времени, равному времени совершения айт намаза. От нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были переданы несколько хадисов, касающихся времени закалывания жертвенного животного.

В риуаяте Барра ибн `Азиба (да будет доволен им Аллах) наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В этот день мы, первым делом, совершим праздничный намаз, затем, вернувшись домой, заколем жертвенное животное. Совершивший это последует за нашей сунной. А закалывание кем-либо жертвенного животного до совершения праздничного намаза, равноценно мясу, данному им своей семье. Это не может быть засчитано, как закалывание жертвенного животного».

В другом хадисе сказано: «Пусть тот, кто заколет жертвенное животное до праздничного намаза, заколет другое жертвенное животное».

Все это указывает на то, что животное, заколотое до совершения праздничной молитвы, не может быть засчитано в качестве закалывания жертвенного животного.

Какие виды животных закалываются в качестве жертвенного животного?

В качестве жертвенного животного можно закалывать лишь овец, коз, коров и верблюдов. Возраст овец и коз должен быть, как минимум, один год, коровы – два года, а верблюда – пять лет. 6-7-ми месячный барашек, по своим размерам, схожий с годовалой овцой годится для закалывания в качестве жертвенного животного. Предпочтительнее закалывать самца овец и коз, а также корову, нежели быка. Нельзя, в качестве жертвенного животного, закалывать таких животных, как косулю, архара, а так же птиц: курицу, петуха, гуся, утку и т.п.

Можно ли совместно закалывать жертвенное животное?

Овца или же коза приносится в жертву от имени данного человека. Корову или верблюда в жертву могут принести   одновременно семь человек. При этом у всех  семи намерения должны совпадать. Поэтому, если  даже один из семи   закалывает животное не в качестве жертвенного животного, а в других целях, то для оставшихся шести жертва  становится не действительной.

Какие животные не пригодны для закалывания в качестве жертвенного животного?

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), относительно животных, не пригодных для закалывания в качестве жертвенного животного, сказал: «Для закалывания в качестве жертвенного животного не годится животное, слепота которого явна, больное животное, хромое животное (которое не в состоянии передвигаться), а также слишком худое животное». (Тирмизи, Адахи, 5)

Ученые мазхаба ханафитского толка, на основе кияса (сравнения) с данным хадисом, определили следующие недостатки животных, в следствии чего, животное не может быть заколото в качестве жертвенного животного:

— Если животное слепо на один глаз;

— Слабое животное, которое не в состоянии самостоятельно дойти до места закалывания;

— Корноухое животное. То есть, животное, ухо которого отсутствует с рождения. То же самое можно сказать и о животном, которое родилось без хвоста;

— Животное, большая часть зубов которого отсутствует;

— Животное, кончики сосков вымени которого оторваны;

— Животное, рог или же два рога которого сломаны от основания.

Если вышеперечисленные недостатки появились после покупки жертвенного животного или же животное умерло по каким-либо причинам, то следует купить другое животное, подходящее для закалывания в качестве жертвенного. Если же человек, которому не вменяется закалывание жертвенного животного, делает намерение  принести в жертву животное, и после покупки животного в нем обнаружились вышеперечисленные недостатки, то он не обязан покупать или менять его на другое.  Например:  если неимущий человек, которому не вменяется закалывание жертвенного животного,   купил животное с вышеперечисленными недостатками и заколол его в качестве жертвенного животного, его принесение считается действительным. Так как, закалывание жертвенного животного неимущим засчитывается как нафиль (дополнительным). А требования нафиль дополнительного жертвоприношения более мягки.

Можно ли уполномочивать кого-либо  принести в жертву  животное?

Желательно, чтобы человек, которому вменяется закалывание жертвенного животного, лично заколол животное или хотя бы присутствовал при закалывании.     Но можно и поручить это кому-либо, посредством устного или письменного распоряжения.  Достаточно лишь сказать: «Я  уполномочиваю тебя  заколоть жертвенное животное от моего имени».

Как закалывается жертвенное животное?

Для того, чтобы не доставлять мучений жертвенному животному, следует использовать хорошо наточенный нож. Не следует точить нож перед животным. Так как это является макрухом (нежелательным действием). А не доставлять мучений животному является – сунной. В одном хадисе наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Закалывайте животное достойно! Пусть тот, кто закалывает животное, хорошо наточит нож».

Голова жертвенного животного должна быть направлена в сторону Киблы. Затем произносится следующая дуа:

{إِنَّ صَلَاتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى لِلَّهِ رَبِّ ٱلْعَٰلَمِينَ لا شَرِيكَ لَهُ}

«Инна солати уа нусуки уа махйая уа мамати лилляхи Раббил ‘аламин, ля шарика лях» (Аль-Ангам, 6/162)

«Поистине, мой намаз и другие поклонения, моя жизнь и моя смерть принадлежит Аллаху – Господу миров. И нет у него сотоварищей».

Затем произносится следующий такбир:

{الله أكْبَرُ, الله أكْبَرُ, لا إلَهَ إلاَّ اللهُ وَ اللهُ أكْبَرُ, الله أكْبَرُ وَ لِلَهِ الْحَمْدُ}

«Аллаху акбар, Аллаһу акбар ля иляха иллял-лаху, уАллаху акбар, Аллаху акбар уа лил-ляхил-хамд».

Затем, после произношения слов: «Бисмиллахи, Аллаһу акбар»,-жертвенное животное закалывается.

Произношение слов: «Бисмиллахи, Аллаһу акбар»,-лишь хозяином животного недостаточно. То же самое должен сказать и человек, который закалывает животное.

Если эти слова не произносятся намеренно, то мясо животного не годится для употребления.

 Животное должно закалываться с намерением жертвоприношения. Шкура сдирается лишь после того, как животное полностью испустит дух. Отделение головы полуживого животного или же сдирание с него шкуры – макрух.

Как делится мясо жертвенного животного? Что делать с его шкурой?

Кто бы не заколол жертвенное животное во время Курбан айта, богатый или  бедный, он может употреблять мясо жертвенного животного. Раздача мяса жертвенного животного, разделив его на три части является мустахабом (богоугодным делом). При этом одна часть отдается родственникам, вторая часть – нуждающимся, а третья оставляется себе. Наряду с этим, можно отдать все мясо жертвенного животного неимущим и нуждающимся или же полностью оставить для своей семьи.

Всевышний Аллах, относительно использования мяса жертвенного животного, сказал: «Так ешьте мясо жертвенного животного и кормите им обездоленного бедняка». («Аль-Хадж», 36 )

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) повествует о том, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делил мясо жертвенного животного: «Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) одну часть мяса оставлял семье, вторую часть – неимущим соседям, а третью часть раздавал в качестве милостыни».

Как бы не закалывалось животное, в качестве уаджиба или же нафиль поклонения, продажа его мяса, шкуры, голов и  других частей тела, а так же молока, является макрухом. В случае продажи какой-либо части мяса жертвенного животного, следует дать садака в размере, соответствующей проданной части животного. Также нельзя давать мяснику какую-либо часть животного в качестве оплаты за его  услуги. Али (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал мне, чтобы я присутствовал при закалывании верблюдов и чтобы я затем раздал их мясо.  Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оплату мяснику мы дадим сами». (Муслим, Хадж, 348)

Шкуру жертвенного животного можно дать, в качестве милостыни, неимущим, а также благотворительным организациям.

Можно ли не закалывать жертвенное животное, а ограничиться дачей подаяния, равного цене жертвенного животного?

Закалывание жертвенного животного является основой поклонения. По этой причине закалывание жертвенного животного – обязательно.  Оно не имеет других аналогов.

Можно ли закалывать  от имени усопших?

Если даже усопший, при жизни, и не завещал заколоть жертвенное животное, то разрешается заколоть жертвенное животное от его имени. Человек, заколовший животное от имени усопшего, может употреблять мясо заколотого животного. Не разрешается есть мясо животного, которое было заколото по завещанию умершего. Мясо такого животного полностью раздается в качестве садака.

Источник: muslim.kz


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: