Взаимосвязь поступков и намерения

В арабском языке слово العمل «аль-амаль» (поступок) в качестве отглагольного имени существительного имеет следующие значения: «проводить работу», «делать», «исполнять», «владеть», «двигаться». В качестве существительного оно означает: «работа», «обязанность», «занятость», «поклонение», а также «благое деяние». Чаще всего «поступком» называют действие, выполненное с определенной целью.

Поступки бывают хорошими и плохими. Хорошие поступки называют «благими или благочестивыми деяниями», а плохие поступки – «плохими или скверными деяниями». В Кyр`ане хорошие и правильные поступки обозначены словом «салихат». Было ниспослано множество аятов, в которых говорится о вознаграждении в Судный день, которое ждет тех, кто совершал благие деяния. Однако благие деяния упоминаются всегда после «имана» (веры), и это совершенно ясно показывает, что при отсутствии веры никакие поступки не спасут человека. (См.: Мухаммад Фуад Абдуль-Бакы, аль-Муджамуль-Муфахрес ли Алфаз аль-Куран аль-Кярим, п. «Салих» и «Салихат», стр. 410-412).

На протяжении всей истории человечества «небесные» религии, ниспосланные от Всевышнего Аллаха, объясняли людям, какие действия являются праведными, а какие – порицаемыми, побуждая совершать добро и запрещая зло. Краткое пребывание человека в этом мире имеет целью испытание его постоянным выбором между благим и мерзким. С этой точки зрения, дольный мир для человека – экзаменационная аудитория. Аллах Всевышний так говорит об этой реальности:

«Он сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (аль-Мульк, 67/2; аль-Анбия, 21/35)

И предупреждает, что человек в этом мире может быть подвергнут испытанию несчастьями и страданиями:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся» (аль-Бакара, 2/155-156)

Cогласно учения ислама, главным условием того, чтобы благое дело стало причиной награды человека как в этой, так и в вечной жизни, является обладание иманом (верой). Иман включает в себя веру в Аллаха, в ангелов, в Священные книги, в пророков, в Судный день и в предопределенность добра и зла.

Далее, в суре «аль-Аср» Аллах Всевышний указывает четыре важные деяния, которые ведут человека к спасению:

«Клянусь предвечерним временем, воистину, люди в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение!» (аль-Аср, 103/1-3)

Все поклонения, поступки, обязанности и действия, совершенные верующим с целью заслужить довольство Аллаха, относятся к «благочестивым деяниям».

 

Важность искренности в действиях

Ислам требует от верующих проявления искренности при совершении одобряемых деяний и во взаимоотношениях с людьми. Искренность является сутью поступка. Деяния, целью которых не является довольство Аллаха Всевышнего, не будут иметь никакого веса на чашах Весов в Судный день. Действия, не основанные на вере, не принесут в Судный день никакой пользы человеку, совершившему их, о чем в Кyр`ане говорится:

«Воистину, от тех, которые не уверовали и умерли неверующими, не будет принято даже золото размером с землю, если кто-нибудь из них попытается откупиться этим. Им уготованы мучительные страдания, и не будет у них помощников» (Али Имран, 3/91)

С другой стороны, наличие веры при отсутствии правильного намерения и искренности могут обесценить деяние. В качестве примера можно привести событие, произошедшее при переселении первых мусульман из Мекки в Медину.

Совершая хиджру, асхабы (сподвижники) были преисполнены желания и намерения избавиться от гнета и мучений, причиняемых им язычниками Мекки, и быть в Медине вместе с Посланником Аллаха ﷺ, способствуя таким образом распространению ислама по всей земле. Но один из них переселился в Медину с одной лишь целью жениться на женщине, с которой он был помолвлен, и которая совершила хиджру. Посланник Аллаха ﷺ, сообщая о большом вознаграждении, которое обещано мухаджирам, упомянул и о том, что человек, переселившийся ради женитьбы, заслужил то, чего желал, оказавшись лишенным вознаграждения за переселение:

«Воистину, дела определяются по намерениям. И воистину, для каждого человека – то, что он намерился (сделать). Тот, чье переселение было к Аллаху и Его Посланнику, тот переселился к Аллаху и Его Посланнику. А тот, чье переселение было ради чего-либо земного или ради женщины, на которой он хотел жениться, то его переселение было к тому, к чему он переселялся» (Бухари, Бедуль-Уахи, 1; Муслим, Имара, 155)

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сообщается о том, что Кузман, сражавшийся в первых рядах в битве при Ухуде, станет обитателем Ада по той причине, что он принял участие в боевых действиях не с намерением джихада, а из-за страха, что его финиковая роща может пострадать (Ибн Кясир, Тафсир аль-Кyр`ан аль-Азым, Бейрут 1969, IV, 342).

Всевышний Господь помещает искренность в сердца своих любимых рабов, благодаря чему они защищены от всего скверного, ибо шайтану (да будет на нем проклятье Аллаха) очень тяжело сбить с истинного пути искренних рабов Аллаха. В Кyр`ане об этом сказано:

«Он (Иблис) сказал: «Господь! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих искренних рабов» (аль-Хиджр, 15/39-40)

Отказ молодого пророка Юсуфа (‘алейхис-салям) от предложения привлекательной женщины, Зулейхи, последовал по причине искренности:

«Она возжелала его, и он возжелал бы ее, если бы не увидел знамение своего Господа. Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших искренних рабов» (Юсуф, 12/24)

С другой стороны, в некоторых случаях, даже не совершив благого деяния, верующий, благодаря своей искренности и чистому намерению, получает такое же вознаграждение, как если бы это деяние было совершено. Согласно риваяту от Анаса бин Малика (радыйаллаху ‘анху), Посланник Аллаха ﷺ, отправляясь в поход на Табук, сказал:

«Воистину, есть в Медине некоторые из тех, которых мы оставили там, но которые были с нами вместе в каждой долине, которую мы пересекали, в каждом месте, куда мы ступали, которые были с нами, когда мы расходовали на пути Аллаха какое-либо имущество или когда мы голодали».

Один из сподвижников, спросивший Посланника Аллаха ﷺ о причине этого, получил такой ответ:

«Потому что им помешали присоединиться к этому походу веские причины» (Бухари, Джихад 35, Магази, 81; Абу Дауд, Джихад 19; Ибн Маджа, Джихад 6).

После возвращения мусульманского войска из похода на Табук около восьмидесяти сахабов, которые не смогли по уважительным причинам принять участия в нем, пришли к Посланнику Аллаха ﷺ и попросили прощения. Посланник Аллаха, вверив их истинное внутреннее состояние Всевышнему Господу, принял извинения и попросил для них у Аллаха прощения.

Однако трое из них, Каб бин Малик, Хилял бин Умеййа и Мирара бин ар-Раби (радыйаллаху ‘анхум), честно признались, что без всякой причины не участвовали в походе. Пророк ﷺ запретил другим сподвижникам любые контакты с этими троими, пока в отношении них не придет какое-либо решение. Данное положение сохранялось на протяжении почти пятидесяти дней. По прошествии сорока дней их женам было запрещено помогать им. И только жене Хиляла бин Умеййа было разрешено помогать ему в домашних делах по причине его старости (Ибн Кясир).

Через пятьдесят дней были ниспосланы аяты, в которых говорилось о том, что их покаяние принято:

«(Аллах простил и тех) троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину Аллах – принимающий покаяния, милосердный» (ат-Тауба, 9/118)

Итак, во всех своих словах, делах и поступках верующие должны стремиться только к тому, чтобы заслужить довольство Аллаха Всевышнего. Искренность в делах и отношениях подобна ядру, находящемуся внутри скорлупы ореха. Если ядро отсутствует, то какая польза от скорлупы?

В суре Священного Кyр`ана, которая так и называется «аль-Ихлас» (искренность), говорится о единобожии и сыфатах (качествах) Аллаха:

«Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Вечный, Он не родил и не был рожден, нет Ему равного никого» (аль-Ихлас, 1-4)

 

Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Нормы торговых и экономических отношений в Исламе», стр. 11-15

По материалам: http://islamdinr.ru/


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: