ВЗГЛЯД ИСЛАМА НА ОТЧАЯНИЕ И САМОУБИЙСТВО

Явление суицида давно известно человечеству. О нем спорили еще древнегреческие и римские философы, оно упомянуто в еврейских и христианских текстах, а также классических книгах индуизма. Ритуальное самоубийство или харакири было элементом древнего японского кодекса чести и встречается в других азиатских культурах. Это явление характерно не только для западной цивилизации, оно наблюдается даже в мусульманских странах, хотя хорошо известно, что ислам однозначно запрещает самоубийство, о чем прямо сказано в Кур`ане (смысл): «Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллаh милостив к вам» (4:29), «…не обрекайте себя на гибель» (2:195).

Кур`ан всячески подчеркивает, что человеческая жизнь священна и не может быть отнята по чьему-либо произволу, и право на жизнь – неотъемлемое понятие для ислама. Сама по себе жизнь – это дар Создателя, который мы должны беречь. Самоубийство от разочарования в божественном милосердии или из-за разочарования в этом мире строжайше запрещено. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто убьет себя какой-либо вещью, будет наказан ею в День воскресения» (Бухари, Муслим)

Это большой грех, и наказание за него зависит от воли Аллаhа. Если Он пожелает – простит, если пожелает, то накажет за него, – так считают многие известные исламские ученые.
Жизнь – это бесконечная череда мгновений. Две крайние противоположности – это моменты радости, когда сердце ликует, и моменты горя, когда мы погружаемся в тоску и даже отчаяние. Радость и печаль – неотъемлемые элементы человеческой жизни, но когда мы теряем контроль над своими эмоциями, то легко впадаем в отчаяние.
Отчаяние – утрата любой надежды, а это очень опасная ситуация. Аллаh говорит нам не отчаиваться, и особенно не отчаиваться в Его милости. Всевышний не покидает нас перед лицом соблазнов и испытаний этого мира, Он милостив и снабдил нас мощным оружием против них. По милосердию Своему дал нам ясное руководство и обещал две вещи: если будем поклоняться Ему и следовать Его руководству, то получим в награду Рай, после всех тягот придет облегчение

Смысл: «А тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно по истинному обещанию Аллаhа. Чья речь правдивее речи Аллаhа?» (Кyр`ан, 4:122), «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (Кyр`ан, 94:5).

Когда пророк Якуб был в тоске и печали, он обратился ко Всевышнему, Кyр`ан рассказывает нам, как он просил Его облегчить его участь:
Смысл: «Он сказал: «Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаhу…» (12:86)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также говорил: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Бухари)

Первоочередная задача ислама – установить и поддерживать связь с Единым Богом.
Одна из величайших ошибок, которые может допустить человек, – это отделять свою мирскую жизнь от религиозной.
Тяжелые ситуации, когда мы впадаем в отчаяние и перестаем чувствовать связь с Богом, всегда происходят из-за мирских дел: эмоциональных, финансовых проблем, зависимостей и проблем со здоровьем.
Особенно частой причиной отчаяния в наше время стало чувство изоляции и одиночества.

Аллаh сообщил, что всегда будет знать о наших бедах и даст оружие против них. Это оружие – терпение, благодарность, доверие. Но позволив себе впасть в отчаяние, в этом состоянии человек может дойти до самоуничтожения, поэтому, чтобы его преодолеть, этих качеств может не хватить, тогда нужно во что бы то ни стало напомнить себе, что Аллаh милостив, и в каком положении мы бы ни оказались, Он всегда готов простить и помочь.
Аллаh – самый милостивый, сострадательный и милосердный – велел нам перенимать эти качества и относиться друг к другу с уважением и искренностью. Это значит, что никого нельзя оставлять наедине с его проблемами и тревогами. Даже небольшие проявления поддержки и заботы могут уберечь человека от греха добровольного ухода из жизни

Аллаh также запретил нам высмеивать, оскорблять, обижать или унижать друг друга (смысл): «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (49:11).+

Аллаh напоминает нам, что Он покарает тех, кто совершит несправедливость или будет притеснять других (смысл): «Тем из вас, кто поступал несправедливо, Мы дадим вкусить великие мучения» (25:19)

Пророк сказал: «Каждый мусульманин – брат мусульманину, а потому он не должен притеснять его. Всякому, кто поможет в нужде своему брату, Аллаh поможет в его собственной нужде. Всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллаh оградит от тягот в День Суда»(Бухари).

Таким образом, нет сомнений в преимуществах справедливого отношения к окружающим, особенно в том, чтобы прийти на помощь другу или родственнику, который подавлен жестокостью жизни или несправедливостью.+

Но как же быть тому, кто остался один, сломлен обстоятельствами и находится на грани отчаяния? Может ли человек, помышляющий о самоубийстве, вернуться назад, отойти от края пропасти? Это возможно, и для этого есть несколько путей

Во-первых, нужно укрепить свои отношения с Аллаhом. Прочным фундаментом станет чтение Кyр`ана, поминание Аллаhа и совершение множества дуа. Далее, следует признать, что Шайтан не дремлет, это он нашептывает пугающие сценарии нищеты и беспомощности. Но он лжет, ибо милосердие Аллаhа всепобеждающе. Крепко держитесь за него и за ислам даже в самые мрачные часы, в самые темные ночи. Помимо оружия терпения, благодарности и доверия, Аллаh даровал нам, всему человечеству, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Даже отчаявшийся успокоится и станет ближе к Аллаhу, подражая ему.+

Если помнить, что все в руках Аллаhа, и Он желает нам вечной жизни в Раю, то постепенно грусть и тоска оставят нас. Если взирать на страхи и тревоги с полным доверием к Аллаhу, терпеть и благодарить Его за все, что Он посылает, скорбь отступит, по крайней мере, наступит облегчение. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Удивительно, поистине, для верующего все оборачивается благом: если его постигнет радость, если получит благо – он воздает хвалу Аллаhу, и это для него благо; если же его постигнет горе, несчастье – он терпеливо переносит, и это тоже благо для него» (Муслим).

Источник:По материалам: http://islam.com.ua/

 


Поделиться с друзьями:   

Смотрите так же:

Добавить комментарий

Войти с помощью: